Тункинская долина

Опубликовано umeda - чт, 08/28/2014 - 23:17

Тункинская долина, расположенная между двух великих озер Азии – Байкалом и Хубсугулом, – играла важнейшую роль в истории Южной Сибири. Здесь проходили великие чайные, шелковые, бронзовые, золотые пути. В настоящее время через Тункинскую долину с востока на запад проходит международная автотрасса Монды, соединяющая Россию с Монголией.

Тункинская долина вытянута в меридиональном направлении. С севера она окаймлена Тункинскими гольцами – восточными отрогами хребта Восточный Саян, с юга и востока – хребтом Хамар-Дабан. Тункинские гольцы – высокогорный хребет (2700 – 3200 м и более), вершины хребта Хамар-Дабан (до 2994 м) заметно ниже и более пологие.

В долине множество культовых объектов – мест паломничества не только верующих, но и просто любознательных туристов.

По древним шаманистским верованиям, на священных горных вершинах, утесах, водопадах, источниках присутствуют духи – хозяин тайги Баян Хангай и хозяин данной местности эжин, или эзэн. При посещении культовых мест буряты обязательно оставляют в дар пищу и ритуально крапят священное место водкой, молоком или чаем. На ветвях деревьев и кустов развешивают разноцветные ленточки и лоскутки как залог благополучия и удачи в пути и на охоте, как знак благодарности. По поверьям, человека, который прошел мимо святых мест и не поклонился, ждут неприятности.

Одной из главных святынь Тункинской долины является Белая скала, или Буха-Нойон (по-бурятски бык-вождь) у села Торы. Со склона одного из отрогов Тункинских гольцов на высоте 1050 м над уровнем моря хорошо видно белое пятно, представляющее собой скальное обнажение мрамора, на вершине стоит буддийская кумирня. Мраморное обнажение постепенно разрушается и образует своеобразную белую каменную реку, издалека напоминающую язык.

С Буха-Нойон связана священная гора («лежбище быка-вождя»), расположенная возле сел Саганур и Хурай-Хобок. Эта гора представляет собой отдельно стоящий конус древнего вулкана. На вершине конуса находится неглубокий кратер с плоским дном (диаметром около 45 м), окруженный кольцевым валом. В тункинском мифе о горе Буха-Нойон-Хэбтэше сказано, что священный бык Буха-нойон, придя к Койморским озерам, решил отдохнуть и прилег погреться на остывающем вулкане, из-за чего там до сих пор осталось заметное углубление. Набравшись сил, Буха-нойон перешел через Еловский перевал в Торскую котловину, где окаменел на склоне Тункинских гор. Святое место близ Койморских озер издавна почитается местными жителями.

Тамхи-Баряша – третье по значимости место поклонения Шаргай-нойону. Оно находится в окрестностях села Шимки, рядом с автотрассой Култук –

Монды. Здесь, в живописной березовой роще, стоит несколько беседок для отдыха, и в одной из них установлена оригинальная скульптурная композиция в виде огромной курительной трубки. В переводе с бурятского Тамхи-Баряша значит «подносить табак». По легенде, когда Шаргай-нойон сидел на горе Байтог, охраняя западную границу Тунки от халха-монголов, при нем всегда была трубка. В часы отдыха после битвы с врагами он всегда ее курил. Священная гора Байтог, напоминающая своими очертаниями лежащего человека, находится напротив Тамхи-Баряша. Проезжающие по трассе останавливаются в этом месте покурить, оставить Шаргай-нойону какой-либо подарок и попросить у него благословения в дорогу. Считается, что это принесет удачу путешественникам.

На берегу Иркута, выше села Монды, возвышается священная скала Мойгу-Байсан. Местные жители испокон веков собирали здесь помет мышей, водившихся в большом количестве, и употребляли его как лекарство, поскольку он считался лечебным. Камни с этой горы хранили как талисман. Вблизи утеса находятся округлые каменные гряды, представляющие собой средневековые курганы.

Иркут, главная река Тункинской долины, вытекает из озера Ильчир и впадает в Ангару у Иркутска. В верховье из-за характерного цвета воды носит название «Белый Иркут». Протяженность реки на территории Тункинского национального парка составляет около 250 км, и здесь находится ее среднее течение.

Тункинская долина и окружающие ее горы поражают красочностью ландшафтов: скалистые, покрытые снегом вершины, языки ледников, альпийские луга с многоцветьем уникальных растений, песчаные дюны и степи, гольцы и тундра, дремучая тайга, таинственные ущелья и каньоны, стремительные прозрачные реки и шумные водопады, голубые озера. Долина по праву зовется Малым Тибетом, Сибирской Швейцарией, жемчужиной Сибири. Издавна славится эта благословенная земля и как край сибирских нарзанов: на сравнительно небольшой территории здесь сосредоточены многочисленные источники минеральной воды, по своим качествам не уступающие знаменитым источникам Кавказа и Карпат.

Тункинская долина – своеобразный перекресток цивилизаций. Бурятские племена – хонгодоры и булагаты появились здесь в конце XVI века, вытеснив на север аборигенов – сойотов и тунгусов. В середине XVII века Тункинскую долину начали обживать русские казаки.

Историко-культурное наследие долины составляет множество памятников археологии и религии, от палеолитических стоянок до ныне действующих буддийских храмов–дацанов в Аршане и Кырене. Для сохранения уникальной природы и многочисленных исторических и культурных памятников на территории Тункинской долины в 1991 год был образован Тункинский национальный парк – второй по величине в России после парка «Югыдва» на Урале.

Буряты, нынешние жители долины, бережно хранят свои традиции и обычаи, основанные на сочетании двух религий – шаманизма и буддизма. Из поколения в поколение буряты относятся к природе с уважением и почтением.

Кынгырга – небольшая, но очень живописная горная речка. Она протекает на севере Тункинской долины, в районе курорта Аршан. Участок русла, лежащий в 500 м от минерального источника, сложен гладко отполированным розовато-желтым мрамором. Это место почитания духов, о чем свидетельствуют многочисленные дарственные ленточки.

Саган-Хайрхан («белая песчаная») – священная гора, находящаяся в 4 км от курорта Нилова Пустынь по дороге в Хойто-Гол. В добуддийские времена, когда в Тункинской долине основной религией был шаманизм, этот огромный безлесный холм носил имя Шаргай-нойона – героя-богатыря, спустившегося с небес для борьбы с монгольскими захватчиками и со временем превратившегося в сознании народа в бога, главу хатов, что восседают на гребнях Саянских гор. По легенде, Шаргай-нойон спустился с неба на коне в полном вооружении кочевого воина. Его скакуны копытами рыли склон горы, отчего находящийся здесь белый песок приобрел особую силу как оберег для воинов – защитников родной земли. Бурятские воины всегда молились здесь и брали с собой священный песок, который должен был уберечь их от гибели. Эта традиция сохранилась до сих пор. В Великую Отечественную войну воины-хойтогольцы, уходя на фронт, брали с собой мешочки со священным песком, и это часто спасало их в бою.

Величественная гора Мунку-Сардык, одна из самых высоких в Восточном Саяне (3491 м над уровнем моря), возвышается на западной границе Тункинской долины. По линии хребта Мунку-Сардык проходит государственная граница между Россией и Монголией. К северу от него лежит плоскогорье, откуда берут начало реки Ока, Иркут и Китой.

Для коренного населения Мунку-Сардык являет собой центр мироздания, символизирует так называемую мировую гору (мировую ось, или сакральный центр мира). Гора освящает собой весь Восточно-Саянский регион, включая и озеро Хубсугул в Монголии.

Скала Буха-Нойон

Скала Буха-Нойон по своим очертаниям похожа на лежащего быка. У бурятского народа бык – символ могущества природы, один из мифологических прародителей бурятских племен булагатов, эхиритов и хори. Изображения быка являются объектами шаманистского культа.

О Буха-Нойоне сложено множество легенд и преданий. В одном из них рассказывается, что от быка чудесным образом забеременела дочь Тайжи-хана, которая впоследствии стала матерью предков бурятских племен эхиритов и булагатов. Другое предание рассказывает, как на Байкале встретились два могучих быка – белый и пестрый, и между ними завязалась многодневная битва за право быть правителем этой земли. Но силы оказались равными, и пестрый бык ушел в Баргузинскую долину, где превратился в священный камень Буха-шулуун, а белый – в Тункинскую, где обернулся белой скалой Буха-Нойон. Обоим поклоняются люди.

О том, какую роль играла скала Буха-Нойон в духовной жизни бурятского народа, говорит тот факт, что здесь в свое время возникла определенная конкуренция религий. Сначала это было место, где культовые действия проводили шаманы. Коллективный молебен Буха-Нойону с жертвоприношениями устраивали в Петров день, перед сенокошением, а его культ приобрел общебурятское значение. Затем, по указанию прибывшего из Монголии ламы, на одном «роге» скалы была построена буддийская кумирня, а бык получил буддийское имя Ринчен-хан и стал считаться богом богатства. Позже на другом «роге» появилась православная часовня. При этом шаманисты, буддисты и христиане одновременно совершали религиозные службы. Известный исследователь Сибири Г Н. Потанин писал в своих записках: «...женщины прежде подходили к Буха-Нойону и исцелялись, но после того как там поставили крест, женщины перестали исцеляться, и буряты говорят, что Бог оставил эту гору». Со временем все встало на свои места: народ сам решил, как и к кому обращать свои молитвы. Теперь здесь, как и во многих других культовых местах Бурятии, обрядовые действа буддистов и шаманистов совершаются в согласии.

Бурхан-Баабай

Бурхан-Баабай – старинный буддийский архитектурный ансамбль, расположен у подножия священной горы Саган-Хайрхан. По рассказам местных жителей, в этом месте ламы уговорили шаманов сжечь свои одежды и атрибуты и перейти в буддийскую веру. В 1919 году здесь было возведено единственное в своем роде культовое сооружение – Жалсан, символ буддизма. Оно уникально по своей конструкции: это высокий столб, на вершине которого укреплена бочка, наполненная буддийскими книгами, реликвиями, серебряными монетами и иными атрибутами буддизма. Этот дар поднят так высоко для того, чтобы Будда мог видеть его.

В настоящее время в Бурхан-Баабае имеются и шаманское святилище, и буддийский дацан. Службы проводят местные старожилы – знатоки древней (дошаманской) религии бурят, обрядов шаманизма и буддизма. Иногда эти обряды совершаются совместно с ламами. Интересной достопримечательностью священного места являются надписи на стене одного из зданий, где старинные бурятские стихотворные молитвы соседствуют с Христовыми заповедями.

Как и прежде, местные жители приходят сюда для молитвы и приношений, прося у Шаргай-нойона здоровья, достатка и детей. Здесь установлено табу на ссоры, крики.

Запрещено сорить и сквернословить. Согласно поверью, бог–хозяин этих мест в наказание может лишить людей своих даров, и тогда высохнут источники, везение и удача покинут людей.

Буддийская ступа Намжал

Намжал, буддийская ступа долголетия, была построена в Бурхан-Баабай в 2003 году на месте, где ранее находилось обо, сложенное из священных камней. В переводе с тибетского Намжал означает «победа над демоном смерти». Ступа имеет три уровня и является уникальной по архитектурному решению: ее конструкция отражает этапы на пути к просветлению. Считается, что участие в строительстве ступы, ее ритуальные обходы, поклоны, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих. При этом очень важны благая мотивация и соблюдение моральной чистоты. Это помогает перерождению в теле человека и создает фундамент для достижения состояния будды.

Ступа освящена представителем Далай-ламы XIV, досточтимым Еши-Лодой Ринпоче, в 2003 году она была построена на средства лам и буддистов-мирян. Помощь в строительстве оказали буддийская община «Ламрим», Тункинская районная администрация и Тункинский национальный парк, а также многие частные лица.

О Буха-Нойоне сложено множество легенд и преданий. В одном из них рассказывается, что от быка чудесным образом забеременела дочь Тайжи-хана, которая впоследствии стала матерью предков бурятских племен эхиритов и булагатов. Другое предание рассказывает, как на Байкале встретились два могучих быка