Коломенское

Коломенское – знаменитое историческое место на левом берегу реки Москвы, на юге столицы. Эта огромная территория с 1966 года является Государственным историко-архитектурным природно-ландшафтным и художественным музеем-заповедником «Коломенское». В архитектурный комплекс Коломенского входят: церковь Вознесения (1553 год), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1547 год), ротондальная церковь-колокольня Георгия Победоносца (XVI век), пятиглавая церковь Казанской иконы Божией Матери (1660-е годы), Водовзводная башня (XVII век), каменные въездные ворота (1670-е годы). На территории музея, около Дьяковского оврага на высоком берегу реки, находится всемирно известное Дьяковское городище.

Происхождение названия Коломенское трактуется неоднозначно. По одной из версий, «коломище» означает «могилище», а как гласят легенды, Дьяковский холм действительно представляет собой большой могильник. По другой версии, название Коломенское имеет отношение к коломенкам – грузовым судам, которые во множестве курсировали по реке в Средние века. Еще одна гипотеза связана с приходом на эти земли беженцев из подмосковного города Коломны, разоренного монгольскими войсками в 1237 году. Количество беженцев, по-видимому, было столь велико, что они смогли ассимилировать немногочисленное местное население.

История этих мест уходит в глубокую древность и начинается 5 – 7 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют найденные в пойме Москвы-реки и на ее террасах разнообразные стоянки древних людей. В начале железного века район Коломенского, по мнению археологов, являлся одной из «столиц» лесного земледельческого финно-угорского мира. Центром этой «столицы», по всей видимости, были городища Дьяковское и Чертов Городок (I тысячелетие до н. э. – VII век н. э.). Основными занятиями жителей являлись земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Излюбленной пищей служили молодые поросята, а также рыба: щука, сом, стерлядь, судак, голавль, лещ. Готовили и хранили пищу в больших глиняных горшках, деревянных и берестяных сосудах, культура приема пищи была достаточно высокой. Так, археологи нашли в этих местах, пожалуй, самую древнюю в Москве деревянную ложку возрастом 2000 лет.

Жители городища строили длинные, до 40 м, дома с двускатной кровлей и стенами из плетня. Внутри были небольшие комнаты размером 3,5 – 5 м, которые обогревались очагами с глиняными бортиками. Спали на кучах хвороста, устланных шкурами. Поселение было укреплено деревянными стенами.

Археологические находки свидетельствуют, что первобытные жители Дьяковского городища поклонялись солнцу. Солнечными символами – крестами украшались жилища, предметы обихода, глиняные подставки под очагами. Возможно, так называемые грузики дьяковского типа, сотни которых обнаружены в Дьяковском городище, тоже символизировали солнце и выполняли роль оберегов.

В конце Х века местное дьяковское население было ассимилировано пришедшими с юга и запада славянскими племенами – кривичами и вятичами.

С древними языческими обрядами связаны расположенные в оврагах Коломенского огромные валуны причудливой формы, принесенные сюда в ледниковый период из Скандинавии. Возможно, они являлись частью какого-то древнего языческого культа дьяковцев или славян.

Самые знаменитые валуны находятся в Голосовом овраге. Старинное его название – Волосов или Велесов – связано с языческим богом скота и богатства Велесом. Овраг, вытянутый в направлении с востока на запад, начинается недалеко от проспекта Андропова и заканчивается у Москвы-реки. Он служит границей между территориями бывших сел Коломенское и Дьяково. В северной части, собственно Коломенском, располагается основной историко-архитектурный комплекс, в южной – старинный яблоневый сад и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Южная часть более тихая и менее посещаемая.

У Голосова оврага лежат два огромных валуна из кварцевого песчаника: Девичий и Камень-гусь. В воспоминаниях Адама Олеария «Путешествие в Московию и через Московию в Персию и обратно в 1647 году» подобный камень очень интересно описан: «Вечером пришли мы к селу Коломенскому, находящемуся на берегу стоячего озера (небольшое озерцо лежит в устье оврага вблизи Москвы-реки. – В. Г.). Недалеко отсюда нашли мы в кустах у дороги очень большой широкий камень, лежавший, точно надгробная плита. Его тиран Иван Васильевич хотел перевезти из Лифляндии в Москву. Когда, однако, возчики услыхали, что тиран умер, они тотчас сбросили камень и оставили его лежать. Такие камни, которые должны были быть доставлены из Ревеля в Москву, лежат и дальше, на расстоянии одного дня пути, у реки, через которую нужно переправляться».

Знаменитые камни не потеряли своего сакрального значения и в XXI веке. Многие люди искренне верят в чудодейственную силу этих валунов и приезжают сюда взглянуть на них. Особенно часто камни посещают в день Свек Георгия (24 апреля и 7 мая). Согласно преданию, именно в верховьях Голосова оврага завязался знаменитый поединок Георгия Победоносца со змием. Камень, внешний облик которого напоминает лошадиную голову, символизирует погибшего здесь во время боя доблестного коня святого Георгия.

Впервые село Коломенское упоминается в духовных грамотах (завещаниях) великого князя Московского Ивана Калиты (1336 и 1339 годы). Коломенское – великокняжеская, а позже царская усадьба. Через село в 1380 году после победы на Куликовом поле возвращался Дмитрий Донской. Позже через Коломенское шел на Казань Иван Грозный. Петр I провел здесь детские годы.

К природным святыням Коломенского относятся огромные древние дубы, возвышающиеся на Государевом дворе. Определить точный возраст деревьев не представляется возможным, но, по некоторым предположениям, он может составлять 550 – 600 лет. Диаметр ствола самого крупного дуба составляет более 1,5 м, а высота – около 30 м.

Девичий, или Бабушкин, камень находится в средней части склона Голосового оврага. Поверхность камня образована многочисленными полусферами, напоминающими женские груди или головки младенцев. С древности этому камню приписывают способность исцелять женщин от бесплодия. В людные дни камня практически не видно из-за сидящих на нем женщин. По древнему обычаю, уходящему корнями в языческие времена, камень и прилегающую к нему территорию оврага украшают лоскутками материи.

По дну Голосова оврага протекает ручей, впадающий в Москву-реку. Его образуют бьющие в верховьях оврага родники с чистейшей водой, незамерзающей даже в трескучие морозы. Вкусная холодная вода считается целебной, и ее с удовольствием пьют жители близлежащих районов и гости Коломенского.

Валун Камень-гусь, или Голова коня, лежит практически на дне оврага. В старину местные жители считали его божеством, поклонялись ему и устраивали в его честь праздники. Выпуклость с южной стороны камня – «сердце коня» – была жертвенником капища: сюда клали приношения и ставили свечи. Под «сердцем» находится углубление – «чаша», где собирается «живая вода». Считается, что не только камень, но и земля под ним имеет целебную силу, и ее прикладывают к больному месту. Желающие исцелиться ложатся на камень головой к «жертвеннику», раскинув руки крестом.