Камень сейд

Камни сейды на Кольском полуострове и в Карелии. Кольский полуостров, расположенный за Северным полярным кругом, и граничащая с ним на юге Карелия образуют северо-западную оконечность России, необычайно богатую сакральными природными памятниками. Русской Лапландией нередко называют западную часть Кольского полуострова, входящую в обширную природную область Лапландия, объединяющую также северные районы Финляндии, Швеции и Норвегии.

Несмотря на суровый климат и долгие полярные ночи, этот холодный край был заселен человеком еще в каменном веке – самые ранние археологические находки относятся к IX – VII векам до н. э. Значительно позже, в III – V веках н. э., на севере Европы сформировалась народность саамов, или, как позже их стали называть в России, лопарей.

В России саамы, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, живут в основном на Кольском полуострове, в Мурманской области, причем более половины саамского населения сосредоточено в поселке Ловозеро. Сейчас в России их насчитывается около 2 тысяч; общая численность саамов, вместе с теми, кто проживает в Скандинавии, составляет, по разным оценкам, всего 50 – 60 тысяч человек.

Культовыми объектами служили различные природные образования: горные вершины, скалы-останцы, пни, коряги. Саамы, проезжая мимо священных гор, никогда не устанавливали около них свои чумы, боясь, что крик детей или другой шум может побеспокоить духов гор и те в отместку навлекут на людей какие-нибудь напасти.

Особое место среди культовых объектов саамов занимали сейды (само слово «сейд» означает по-саамски «священный камень»). Сейды природного происхождения представляют собой отдельно лежащие крупные валуны, принесенные ледниками, и отличаются от местных камней цветом, структурой и составом. Рукотворные сейды относятся к мегалитам – крупным или очень крупным, весом до нескольких тонн, валунам, установленным, как на постамент, на небольшие камни-подпорки. Такая конструкция производит обманчивое впечатление крайней неустойчивости. Сейды-мегалиты значительно древнее, чем поклонявшийся им народ саамов. По предположению исследователей, наиболее вероятный период их возведения – VII – IV тысячелетие до н. э. История создания рукотворных сейдов, как и мегалитов другого типа – дольменов на северо-западе Кавказа, до сих пор остается загадкой. Ученые так и не сумели ответить кто, каким образом и для чего их возводил, к какой культуре они относятся. Среди культовых памятников Русского Севера, скальных святилищ с петроглифами и лабиринтов сейды остаются наименее изученными.

Традиция почитания сейдов была общей для всех лопарей Фенноскандии (Скандинавского и Кольского полуостровов, Финляндии и Карелии). Саамы приписывали сейдам различные магические свойства, в том числе и способность перелетать по воздуху с места на место, поэтому их еще называли летучими камнями. С сейдами было связано много табу: к ним не допускались женщины, возле них запрещалось громко разговаривать. Священным являлся не только сейд, но и место, где он стоит – приближаться к нему, кроме как для ритуальных целей, было запрещено, чтобы не потревожить покой обитавшего в камне духа. Мужчины подползали к сейдам на коленях.

Саамы считали, что именные сейды помогают только до тех пор, пока их не обнаружил чужой глаз. Особенно сильными признавались камни, напоминающие по форме человека. Жертвоприношение обычно совершалось поблизости от сейдов. К тем из них, которые располагались в недоступных местах, бросали камни, смоченные в крови оленя. В качестве жертвы чаще всего использовались рога, головы и шкуры оленей, головы и хвосты рыб, деньги, ювелирные украшения, предметы обихода. Лопари-оленеводы смазывали сейды оленьей кровью, рыбаки – рыбьим жиром.

В прежние времена саамы никогда не проезжали мимо сейда, не оставив пищи в качестве жертвы, – в противном случае сейд мог бы наслать голод и другие несчастья. В прошлом у священных камней скапливались большие кучи оленьих рогов, насчитывавшие не одну сотню пар.

Размеры сейдов варьируются от десятков сантиметров до 2 – 3 м в диаметре, а вес, соответственно, составляет от десятков килограммов до десятков тонн. Сейды встречаются в таежной и тундровой зонах, на берегах рек и озер, морских побережьях, островах. Они могут быть одиночными или сгруппированными в огромные комплексы, насчитывающие сотни камней.

На территории России наиболее крупные скопления сейдов известны на горе Двойной в северной части Кольского полуострова, в районах Ловозера и Сейдозера в центре Кольского полуострова, на вершинах священных гор Кивакка и Нуорунен в районе озера Паанаярви на севере Карелии, на горе Воттоваара в районе Сегозера в Центральной Карелии, на беломорских островах Немецкий Кузов и Русский Кузов архипелага Кузова.

В основе традиционных языческих верований саамов лежало поклонение солнцу, луне, обожествление различных явлений и объектов природы. Поклонялись они и многочисленным духам, обитавшим в воздухе, воде, на земле и под землей. Среди них особенно почитались Мец – хозяин леса и покровитель охоты, Аккрува – хозяин вод и покровитель рыбной ловли, Луот-хозик – хозяйка оленьих стад, Разиайке – покровительница травы и оленей.

Саамы почитали живущий в камне-сейде дух, который может подарить удачу оленеводу, охотнику, рыболову, помочь в тяготах кочевой жизни, при лечении болезней. По одним поверьям, сейд представлял собой окаменевшего шамана-нойда, чей дух продолжал жить в камне, по другим – в сейд вселялись души умерших предков. Сейды делились на две группы: коллективные и индивидуальные. Первые располагались на открытых возвышениях – сопках, вершинах гор, и около них совершались общественные культовые действия с обязательным участием шаманов. Индивидуальные сейды были скрыты в местах охотничьего или рыболовного промысла и закреплены за конкретным человеком – в основном для вымаливания удачи в охоте или рыбалке.

Для сооружения сейдов-мегалитов, вес которых иногда достигает 20 – 30 т, требовались сложные расчеты, слаженные действия большого количества людей и технические средства для перемещения и установки гигантских камней. Поэтому крайне трудно представить строителями огромных мегалитов саамов: их традиционным занятием с древности вплоть до начала XX века было кочевое оленеводство в сочетании с охотой, рыболовством и собирательством. В прошлом саамы не образовывали постоянных поселений, а кочевали небольшими семьями, объединяясь с другими кланами лишь на время больших языческих праздников и для принятия хозяйственных решений – в основном об очередности использования охотничьих угодий и рыболовных тоней.

Сейды архипелага Кузова

Архипелаг Кузова, расположенный в Белом море между устьем реки Кемь и Соловецким архипелагом, образован многочисленными небольшими, относительно плоскими островами. На самых крупных из них – Русском (123 м над уровнем моря) и Немецком (140 м) Кузовах – сохранились остатки святилищ с древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами. Обнаруженные на этих островах сейды и каменные идолы – наиболее разнообразные и оригинальные среди всех известных. Уникальный комплекс сейдов-мегалитов на Кузовах состоит по большей части из сейдов средних размеров, увенчанных камнями-«шапками». Здесь также встречаются сейды-«столы» – плоские валуны на камнях-подставках. Комплекс на Немецком Кузове насчитывает около 300 культовых камней. На плато острова Русский Кузов (Лысой горе) расположено также около 300 сейдов, среди которых встречается и редкий тип – фаллические камни – менгиры, подпертые с двух сторон валунами и имеющие аналоги в Финляндии и среди мегалитов Канадского архипелага.

Типы камней сейдов

Российский исследователь В. Мизин выделил следующие типы сейдов: 1) камень, с одной стороны опирающийся на булыжник-подставку; 2) камень, целиком установленный на камни-подставки количеством от трех до десятков штук; 3) камень, лежащий на земле, на вершине которого установлен один или несколько камней («шапки»); 4) камень на подставках, сверху которого установлен один или несколько камней; 5) пирамидка из небольших камней на вершине лежащего на земле валуна; 6) камень, установленный на ребро или узкой частью вниз; 7) камень, установленный вершиной вниз.