Святые источники Центральной России

Родники всегда воспринимались как источники не только чистой и вкусной, но и целебной воды, чудесным образом воздействующей на человеческий организм. Даже при современном уровне развития медицины количество поклонников родниковой воды с каждым годом увеличивается. Корни этой веры восходят к языческим временам, когда природа была объектом поклонения. О «живой» и «мертвой» воде повествуют русские сказки и былины. На территории Центральной России немало святых источников.

Согласно православным преданиям, целебные источники появляются там, где в разное время происходили различные богоугодные и знаменательные события. Часто такие источники носят имена подвижников Русской православной церкви, они освящены и оберегаются русским народом как целебные. Многие из них благоустраиваются и преображаются силами верующих, на некоторых строят купальни и часовни. К таким источникам идут и идут паломники. В последние годы возле новых и возвращенных церкви храмов и монастырей появилось немало родников, в том числе «оживших». В памятные дни около них служатся водосвятные молебны, совершаются крестные ходы.

В Центральной России известно несколько тысяч источников. Особенно много их в местах, где у поверхности залегают известняки, через трещины которых подземные воды выходят на поверхность. Наиболее почитаемые источники, как правило, расположены на территории или в окрестностях знаменитых православных монастырей и храмов, некоторые объявлены памятниками природы.

В Московской области самые известные источники находятся в Сергиевом Посаде и Звенигороде, городах с богатой культурной традицией.

Источник Гремячий ключ, уникальный памятник природы Подмосковья, расположен в 13 км от Сергиева Посада, в окрестностях деревни Взгляднево, на крутом правом берегу реки Вондиги. От автомобильной стоянки к роднику и всем постройкам комплекса проложены широкие деревянные мостки. В самом низу склона размещены купальни, куда сверху плотной струей по деревянным лоткам спадает вода. Вверх к источнику ведет лестница с несколькими площадками для отдыха. У самой верхней из крутого известнякового склона бьют сильные струи. Три самых мощных из них выведены в лотки, напоминающие головы сказочного Змея Горыныча. Потокам приписывают лечебные свойства: правый – «от сердца», средний – «от головы», левый – «от женских болезней». Эти струи дают начало ручью длиной 25 м, который спадает вниз по склону к Вондиге. В 3 м левее от основных струй находятся еще три родниковых выхода непосредственно из земли, они объединяются в один поток, выведенный в купальню. Вода источника слегка минерализована, ее состав близок к кисловодскому нарзану, но концентрация солей в несколько десятков раз ниже. В воде присутствует радон, составляющий характерную для любой подземной воды «фоновую» величину, что и породило слухи о «радоновом источнике».

На берегу Вондиги в 2002 году построен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского, а в 300 м от него стоит часовня.

Гремячий ключ в любую погоду привлекает большое число богомольцев и туристов. Особенно многолюдно здесь бывает на Крещение – 19 января, когда, несмотря на трескучие морозы, многие совершают омовение.

К этому важному дню дорогу к источнику расчищают от снега, чтобы удобнее было подъехать на машине. Летом грунтовая дорога, ведущая через поле к источнику, после малейшего дождя становится труднопроходимой для автотранспорта.

Святой источник у Преображенской церкви в селе Радонеж расположен на юго-западной окраине села, у крутого левого берега реки Пажи. Вода струится из двух труб, в которые убран источник. Перед храмом установлен памятник Сергию Радонежскому. Территория источника благоустроена, от церкви к нему ведет узкая бетонная дорожка, рядом, на Паже, установлена деревянная купальня.

В Звенигороде наиболее известны Святой источник у Городка и родник Преподобного Саввы.

Святой источник у Городка (бывшее село на окраине) сейчас находится в составе Звенигорода, справа от шоссе Звенигород – Саввинская Слобода. Родник, заведенный в металлическую трубу, широкой струей изливается в середине крутого склона левого берега Москвы-реки. От шоссе к нему ведут два ряда широких бетонных ступенек. Здесь служат молебны монахи Саввино-Сторожевского монастыря. Там же находится Успенский собор на Городке (1399 – 1400 годы) К храму можно подняться по тем же ступенькам.

Источник Преподобного Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, находится недалеко от западных стен Саввино-Сторожевского монастыря на холме Сторожа у впадения реки Сторожки в Москву-реку. К источнику ведут деревянные ступени, начинающиеся недалеко от Житной башни монастыря. У родника возведена небольшая часовенка.

Источник Святого Тихона находится в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни – мужском монастыре, основанном в XV веке преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Выпрейки. Разоренный во время Смуты, монастырь был восстановлен при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Здесь несколько действующих храмов: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм Св. Николая, храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Источник целебной воды имеет несколько выходов. Территория его благоустроена: оборудованы часовня и купальня, к которым ведут дорожки. По физико-химическому составу вода гидрокарбонатно-кальциевая. Это место паломничества, известное уже более 500 лет.

Самый известный источник Орловской области – Святой колодец – находится на территории национального парка «Орловское Полесье».

Вода этого мощного лесного родника считается не только самой чистой в Орловской области, но и целебной. Она способна излечивать разные недуги, давать силы немощным. Просто выпить воды из Святого колодца нельзя: существует несколько специальных обрядов, которым необходимо следовать.

С незапамятных времен на лесную поляну приходят жители Орловской, Калужской и Брянской областей, хотя этот источник известен и за их пределами. Посетителей можно встретить здесь в любой день, но особым для этих мест считается праздник явления образа Казанской Божией Матери. В этот день народные гулянья на поляне собирают тысячи людей со всей России. Начинается праздник торжественным богослужением возле часовни с образом Казанской Божией Матери. Затем батюшка освящает воду, и лишь после этого люди ее набирают и пьют. По окончании службы наступает время народных гуляний. Целый день приехавшие на праздник веселятся. Каждый человек может показать свою удаль и похвастать редким умением. Родник, обычно спокойный, в этот день становится бурным, слой песка на его дне бурлит от сильных водяных потоков.

Святой колодец Сергия Радонежского расположен на территории Троице-Сергиевой лавры в Надкладезной часовне, возведенной над источником в конце XVII века Часовня и сень, в которую летом поступает вода из колодца, расположены рядом с Успенским собором (1559 – 1589 годы). Часовня представляет собой миниатюрный четырехъярусный храм, увенчанный куполом и крестом, и, как другие постройки монастыря конца XVII века, богато украшена резьбой. Строгие белые стены величественного Успенского собора подчеркивают праздничность декора часовни. Роспись внутри и иконы относятся к XIX веку. Первым, благодаря воде из источника, исцелился и прозрел слепой инок Пафнутий.

По преданию, 600 лет назад Сергий Радонежский со своим учеником преподобным Романом шли из Троицы в Киржач. Им понравилось уединенное место у излучины реки, и они прожили здесь долгое время. В то время Русь была под татарами. Преподобный Сергий молился «о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума». В знак того, что молитва была услышана, «из недр горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников».

Святой источник преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) находится в 160 м от стен монастыря, на правом берегу ручья, у автомобильного моста на стыке улиц Пролетарской и Суворова. Над источником устроена купальня, температура воды в ней примерно 2 С. Мужчины и женщины купаются в источнике по очереди. Священнослужителей пропускают первыми. Рядом стоит небольшая часовня, где желающие могут поставить свечи и купить иконы.

Пафнутьевский источник расположен у стен мужского монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь в районе города Козельска на берегу реки Жиздры. Монастырь был основан в конце XIV – начале XV века покаявшимся разбойником Оптой, в монашестве – Макарием, поэтому обитель называют еще и Макарьевской. В главном ее храме – Введенском соборе (1750 – 1771 годы) – хранятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптинских. В храме Казанской иконы Божией Матери (1811 год), самом большом в пустыни, проводятся воскресные и праздничные богослужения. В нем покоятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I. Самый известный из трех крупных источников монастыря расположен в 400 м от обители, выше по течению реки. Вода очень мягкая и обладает целебными свойствами.

Святой колодец – место, окруженное легендами. По преданию, 300 лет назад во время грозы здесь загорелся лес. Когда крестьяне из деревни Старой прибежали его тушить, то обнаружили бьющий из земли источник.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Монастырь Оптина пустынь оставил удивительный след в отечественных истории и культуре. Его посещали члены императорской фамилии: великий князь К. К. Романов с сыновьями, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1878 год к преподобному Амвросию приезжал Ф. М. Достоевский; здесь бывали Н. ВЕК Гоголь, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, М. Погодин, Вл. Соловьев, С. Шевырев, А. Жемчужников, А. Апухтин. После продолжительной беседы со Львом Толстым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.