Священные рощи Средневолжья

Средневолжье – географическая область, находящаяся в среднем течении Волги между устьями рек Оки и Камы. Здесь расположены Нижегородская и Кировская области, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Татарстан. Население Средневолжья составляют марийцы, мордва, татары, чуваши, удмурты.

Наряду с православием и исламом у некоторых народов здесь сохранились и более древние, дохристианские верования. Центральное место среди них занимает марийская традиционная религия, обязательным атрибутом которой являются священные рощи.

В Средние века значительная территория Средневолжья была покрыта дремучими лесами. Путешественники-иностранцы XVI – XVII веков отмечали этот край на своих картах как область «дикого черного леса», лишенного каких-либо проездов и дорог, почти полностью безлюдного, но богатого зверем и птицей. Здесь жили исключительно лесные черемисы – предки современных марийцев. В верованиях черемисов, как и всех финно-угорских народов, лес представал неприкосновенным жилищем многочисленных божеств и духов. В пантеоне мари главенствующее положение занимал Кугу Юмо, в чьем подчинении находилось более 100 божеств. Для общения людей с высшими силами служили своего рода храмы под открытым небом – священные рощи.

Изначально неприкосновенные рощи, как правило, таились внутри лесных массивов, спрятанные от посторонних взглядов. Сегодня, после сокращения площади лесов, они выглядят небольшими зелеными островками среди безбрежных лугов и полей. Сердцем священной рощи служит дерево-алтарь онапу. Обычно это многовековые дубы или липы, которые верующие украшали особым поясом из лыка с привязанными веточками рябины или черемухи. На концах лыка, свисавшего со священного пояса онапу, наносились сакральные знаки в виде специальных насечек. Онапу располагаются в центре рощи; возле них устанавливается своеобразный алтарь из жердей, покрытый хвойными лапами, и разводится огонь.

В священных рощах проводились обряды в честь языческих богов, в том числе осуществлялись жертвоприношения. Жители молили богов о ниспослании дождя или, наоборот, о прекращении засухи, осуществляли обряды, сопровождающие свадьбы, рождение ребенка или похороны. Кроме того, сюда приходили во время крупных праздников – Семык и Агавайрем.

Большая часть сохранившихся священных рощ находится в северо-восточных и центральных районах Республики Марий Эл. За пределами республики они сохранились в основном в Кировской и Нижегородской областях, а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Пермском крае и Свердловской области.

Исследователь марийских священных рощ Н. Морохин рассказывает о них так: «Приходя к этим деревьям, мы словно перешагиваем порог эпох. Мы оказываемся в другом времени. Эти островки леса никогда в человеческой истории не рубили. Заветлужским лесам от силы полтора десятка тысяч лет. Топор они познали в последние триста. Их вырубали полностью десятками квадратных верст, их выжигали. И настоящего первобытного леса в этом крае мы бы не увидели, если бы не божьи леса. Потому это своего рода музеи таежной древности. В их нехоженых углах лежит бурелом: его не полагается разбирать, выносить. Деревья рождаются, тянутся к свету, умирают, превращаются в труху и согревают собой новую жизнь. Это невозможные леса: они густы и непроходимы, в них соседствует несовместимое. Эти леса хороши – и величественны, и грозны, и дышат необузданной силой. В их густые заросли надо было еще искать вход – как в дом».

Священная роща на берегу Раифского озера расположена на западе современной Республики Татарстан, недалеко от границы с Республикой Марий Эл. В на-

стоящее время эта территория находится в охранной зоне Волжско-Камского заповедника. Еще в начале XVII век роща была местом проведения священных праздников лесных черемисов.

Согласно преданию, в священной роще на берегу озера находилось шесть онапу. В этом высокоствольном бору с многовековыми соснами и елями запрещалось промышлять и делать заготовки. Множество языческих праздников, исчислявшихся на основе лунного календаря, напрямую связывалось с жизнью леса.

На берегу Раифского озера возле священных деревьев проводились главные языческие праздники местных народов: Агавайрем – праздник весеннего сева, который совершался сразу по окончании ярового сева, и Шыже Кусо – осенний праздник жертвоприношений. Праздниками руководили мужаны – знахари – провидцы, которые проводили религиозно-магические ритуалы и вступали в контакт с духами.

Праздники носили массовый характер, и к озеру стекались целые общины от мала до велика. Люди надевали белые праздничные одежды и совершали молитвы богам. Жители просили благополучия, богатого урожая и избавления от всяческих бед и напастей.

На северо-западе Республики Татарстан, в месте впадения реки Свияги в Волгу, расположен небольшой остров-останец – Свияжск. В Средние века на нем находилось одно из крупнейших языческих святилищ. В те далекие времена он еще не был островом, поскольку соединялся с сушей. Местные жители называли его Круглой горой. Первые исторические сведения о нем относятся ко времени «булгарского союза племен» VIII – IX века. Круглая гора уже тогда считалась владением суварских племен - предков современного чувашского народа.

Заросшая дремучим бором Круглая гора в XIII веке получила название Свияжский киремен (или кирман, что значит «крепость»). Со временем слово «кирман» совпало с суварским «кире-меть» – обозначением злых духов.

Согласно верованиям булгар и сувар, покрытая хвойным лесом Круглая гора была обиталищем киреметей и считалась священной. На ее территории действовал ряд запретов. Здесь запрещалось прикасаться не только к священным деревьям, но даже к упавшим веткам и сучьям, не говоря уже о попытке срубить дерево. Преступившие этот закон сурово наказывались.

Особо священными считались киреметные деревья. Посещение Круглой горы было строго ограничено даже для жрецовек Сувары, а позднее чуваши видели в киреметях источник бесчисленных зол и бед и, чтобы умилостивить злых духов, по указанию жрецов совершали в священных рощах жертвоприношения. Позже, в XV – XVII веках, киреметей стали отождествлять с умершими предками.

Свияжский киреметь в X – XVI веках напоминал другие капища того времени, без изменений сохранившиеся вплоть до начала XX века. По описаниям этнографа К.С. Мильковича, неоднократно посещавшего на рубеже XVIII – XIX веков земли чувашей, жертвоприношения киреметям совершались в специальных культовых сооружениях, расположенных в глухих лесах. Сваренное в особом помещении мясо жертвенных животных первоначально помещалось в жертвенник, а затем его съедали участники ритуала. Шкуры жертвенных животных развешивали на деревьях или столбах.

У каждого селения был свой киреметь. За культовым сооружением ухаживал мачаур – глава и смотритель святилища.

Свияжский киреметь просуществовал до середины XVI века, когда на Круглой горе был возведен город-крепость Свияжск. Священный лес, прибежище киреметя, был использован при сооружении крепостных стен, и до настоящего времени от него ничего не сохранилось.

Большинство сохранившихся до наших дней священных рощ находится недалеко от деревень и сел на возвышенных местах. Часто это всего лишь небольшая группа деревьев, но иногда площадь рощи достигает 0,5 – 1 га. Обычно рощи обнесены оградой, в которой есть три входа: для участников моления, для ввода жертвенных животных и для внесения родниковой воды.

Самым почитаемым священным местом марийцев считается гора Чумбылат. Этот известняковый утес расположен на территории современной Кировской области, на возвышенности Вятский Увал. По преданию, на горе находилась могила марийского князя Чумбылата. В 1830 году, в период активной борьбы Православной церкви с язычеством, вершина горы была взорвана, и регулярные моления в священной роще у подножия горы возобновились лишь в конце XX века. С 1993 года здесь проводятся ежегодные языческие праздники.

Раифский лес, простиравшийся в начале XVII века вплоть до правого берега реки Казанки, был основным местом проживания лесных черемисов. В представлении местных жителей лес был населен всевозможными высшими и низшими духами, воплощенными в окружающих их растениях и животных. Черемисы не покидали священный лес от рождения до самой смерти, однако для посторонних эта земля была закрыта.

Изначально в мифологии древних сувар Киреметь считался сыном верховного бога Сюльдитора. Согласно представлениям сувар, Киреметь разъезжал по земле в пышной колеснице, запряженной белыми конями, и приносил с собой плодородие, довольство и счастье. Однако подстрекаемые бесом (по-суварски – Шуйтаном) люди убили его и, чтобы скрыть от верховного бога свое страшное злодеяние, сожгли тело Киреметя, а прах его развеяли по ветру. Из этого праха появились злые божества киремети, враждебные человеку.

Марийская традиционная религия

За много столетий верования марийцев претерпели существенные изменения, в настоящее время их религия приобрела монотеистический характер. Центральное место в ней занимает единый бог Ту Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог). Приверженцы марийской традиционной религии проводят массовые моления в священных рощах. Число верующих из года в год увеличивается. Они осуществляют различные культурно-просветительские мероприятия, обучают желающих основам традиционной веры, издают религиозную литературу.

Остров Свияжск

Свияжск – историческая жемчужина Поволжья: здесь 24 мая 1551 год был основан первый православный город в Среднем Поволжье, оказавший огромное влияние на культуру этого региона. Это уникальный в мировой практике пример одновременной закладки и заселения города-крепости: 75 тысяч человек построили его из срубов за 24 дня на площади 62 га.

На острове сохранились выдающиеся творения псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя – Успенский собор (1560 или 1561 год) и Никольская трапезная церковь (1556 год).

Историко-культурный комплекс XVI – XX веке город Свияжск был включен в 1990 год в Список исторических городов и населенных мест России. На острове зарегистрирован 21 памятник федерального значения. Здесь находятся мужские Богородицкий и Успенский монастыри, бывший женский Иоанно-Предтеченский монастырь, Успенский собор и соборный храм во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости, Троицкая, Никольская, Сергиевская церкви, храм Святых Константина и Елены. Остров Свияжск представляет собой гармоничное сочетание архитектурно-исторического ансамбля и редкостного природного окружения.