Хакасия известна не только многочисленными плиточными курганами, ставшими своеобразной визитной карточкой республики, но и разнообразными пещерами и гротами. Наиболее уникальные из них объявлены памятниками природы и подлежат охране. Особое место занимают пещеры, имеющие не только спелеологическое, но и огромное археологическое и историческое значение. В далеком прошлом они служили жилищами или святилищами первобытного человека. Эти пещеры расположены в основном на севере и в центральной части республики, в отрогах хребта Кузнецкий Алатау.

В живописном урочище Малая Сыя на севере Хакасии расположен Ефремкинский карстовый массив, сложенный известняками и доломитами. Первые сведения о пещерах этого района, опубликованные в работах исследователей Сибири П. С. Далласа, Ф. И. Страпенберга, Я. Г. Гмелина, относятся к началу XVIII века. Здесь на площади около 130 квадратных километров известно 39 пещер.

По своей археологической значимости в Хакасии выделяются пещеры Кашкулакская, Проскурякова, Тахзасская, в которых находились древние святилища.

В последние годы в Кашкулакской пещере, как и во многих сакральных местах Хакасии, возобновилось проведение шаманских обрядовек В основном они приурочены ко дню летнего солнцестояния. Шаман проводит священный обряд камлания, во время которого его душа якобы покидает тело и путешествует в верхнем мире (на небе) и в нижнем (под землей). Цель путешествия – это встреча с душой новорожденного, проводы души умершего или поиски души заболевшего. Практика камлания, во время которого шаман впадает в транс, практически не изменилась за тг чи лет. К обязательным атрибутам камлания относя звон шаманского бубна и воскурение веточек горн можжевельника.

Среди местных жителей бытует предание об этой таинственной пещере. Недалеко от села Топаново в начале XX века находилось местечко Золотой Ручей, окруженное со всех сторон священными горами. Живший здесь шаман скончался, и, по местному поверью, его одежда не могла оставаться там, где он жил. Сначала одежду развесили на священном дереве, где обитал дух хозяина горы, а позже спрятали в глубокой пещере Каш-Кулак (тюрк. «ушки горы»). С тех пор в Кашкулакской пещере стали твориться необъяснимые чудеса. При обследовании пещеры спелеологи часто испытывают нервозность, переходящую в паническую атаку. Физики связывают подобные явления со странными колебаниями электромагнитного поля, зафиксированными в пещере. «Буря» может налететь внезапно, при этом на поверхности изменения магнитного поля незначительные. Возможно также, что в глубине недр под пещерой находится источник низкочастотных звуковых импульсов, которые, как известно, угнетающе действуют на психику.

У подножия Косинского хребта, в районе деревни Толчея расположен грот Двуглазка (он же Львиные Ворота, или Глядены) с самыми древними в Хакасии следами пребывания человека. Здесь обнаружены треугольные остроконечники, нуклеусы для получения пластин и отщепов, скребла из массивных отщепов. В нижних культурных слоях найдены кости кулана, лошади, носорога, зубра, аргали. Возраст самых древних культурных слоев составляет 40 – 50 тысяч лет, что соответствует началу каргинского межледниковья.

Многочисленные туристические сайты буквально пестрят фольклорными историями о таинственных происшествиях в пещере Черного Дьявола, в Хакасии. Рассказывают, будто люди здесь исчезают, неожиданно теряют сознание, испытывают различные видения, сходят с ума и даже погибают необъяснимой смертью. Наиболее частое видение – старый шаман с горящими глазами, в развевающейся одежде и мохнатой шапке с рогами, который совершает плавные, зазывающие движения руками, как бы приглашая следовать за ним в глубь пещеры.

Небольшой горный массив Тогыз-Ас с многочисленными гротами и каменными арками расположен в среднем течении реки Белый Июс. В прошлые времена этот массив являлся культовым местом. Тропа, идущая по гребню горы высоко над рекой, носит название Тропа шаманов. Прохождение по ней в сакральном смысле соответствовало прохождению посвященного по тропе познания.

Грот Проскурякова является важнейшим среди пещер и гротов Тогыз-Аса. Он расположен вблизи деревни Ефремкино. Войти в грот можно через арку высотой 4 м и шириной 3,5 м. Длина внутреннего помещения составляет 15 м, площадь около 40 квадратных метров. Грот сухой, теплый, входом ориентирован на юг, перед входом удобная площадка, защищенная от ветра и достаточно скрытая от глаз, рядом вода.

В начале 1980-х год при раскопках здесь было найдено большое количество костей плейстоценовых животных – мамонта, лошади, кулана, сайгака, шерстистого носорога, бизона, пещерной гиены, пещерного льва. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст самых старых костей составляет более 46 тысяч лет. Также в гроте было обнаружено пять небольших каменных пластин из темно-серой алевритовой породы. Грот Проскурякова занимает второе место в Хакасии после грота Двуглазка по древности человеческой стоянки. По мнению исследователей, более 30 тысяч лет назад он служил убежищем и сторожевым постом первобытному населению этих мест.

Примерно 4 – 4,5 тысяч лет назад грот Проскурякова стал использоваться в качестве святилища. Об этом свидетельствуют рисунки на его стенах, сделанные охрой. К сожалению, сохранилась только часть композиции. Рисунки носят явно культовый характер. Не исключено, что этот грот в представлении древних жителей служил входом в потусторонний мир, который находился у основания «мировой горы» – массива Тогыз-Ас, на берегу «реки жизни» – Белого Июса.

Тахзасский – самый большой грот Тогыз-Асского массива. Он расположен в 150 м от грота Проскурякова. Высота входа составляет 12 м, ширина – 15 м. Длина Тахзасского грота 60 м. Известно, что грот использовался человеком начиная с палеолита. Археологическое богатство пещеры составляют кости животных (тура, лошади, северного оленя, косули, барана-аргали) и фрагменты керамики. Впервые о пещере сообщил в 1889 год красноярский учитель гимназии С. Б. Проскуряков. На стене пещеры он обнаружил фрагмент рунической надписи, выполненной красной и черной красками. По заключению исследователей, в разные времена грот служил и укрытием, и сторожевым постом, и, возможно, святилищем.

Пещера Черного Дьявола

Пещера Кашкулакская, или Черного Дьявола, находится южнее села Малый Топанов, в левом борту узкого лога. Вход приурочен к провальной воронке. Протяженность ходов пещеры составляет 332 м, глубина – 60 м, она образована в плотных массивных известняках. В пещере два этажа, соединенные вертикальными колодцами глубиной от 7 до 25 м. Верхний этаж образует галерея коридорного типа с ледяными образованиями, нижний – система гротов, соединенных горизонтальными и вертикальными ходами. Натечные образования представлены бородавчатыми наростами, коралитами, немногочисленными сталактитами и сталагмитами, донными формами натеков.

В течение длительного времени в гротах Обеденный и Спальный верхнего этажа пещеры совершались обряды, о чем свидетельствуют сильно закопченные стены и потолок. Поверх толстого слоя копоти со временем образовались прозрачные кальцитовые натеки. При раскопках в гроте Спальный обнаружены фрагменты керамики и многочисленные кости домашних животных, а также единичные кости человека. Тот факт, что многие кости побывали в огне и тем не менее не обгорели, свидетельствует о том, что в огонь бросали не голые кости, а куски мяса, то есть совершали жертвоприношения. Радиоуглеродный анализ угольков кострища показал, что их возраст составляет более 2 тысяч лет. В этом же гроте возвышается массивный сталагмит фаллической формы высотой около 1 м и диаметром около 0,5 м со следами обработки верхней части. По всей видимости, он являлся для древних людей символом плодородия и продолжения рода.