Святилища Хакасии

Хакасия лежит на юге Сибири и входит в состав Саяно-Алтайского региона. На севере и востоке республика граничит с Красноярским краем, на юге – с Тувой, на юго-западе – с Алтаем, на западе – с Кемеровской областью. Она включает значительную часть Хакасско-Минусинской котловины, склоны Западного Саяна и Кузнецкого нагорья. Граница республики проходит по среднему течению Енисея и захватывает Саяно-Шушенское и Красноярское водохранилища.

Равнинную часть Хакасии, примыкающую к Енисею, занимают степи.

Хакасия – уникальная земля с богатой историей и древней культурой. Здесь сохранилось более 30 тысяч ценных исторических памятников. Это каменные изваяния, курганы, древние крепости, скальные и пещерные святилища. Из них наиболее известны Большая и Малая Боярские, Сулекская, Малоарбатская писаницы, горы Оглахты, Куня, Тепсей, Туе, Сундуки, Чалпан, Хызыл-Хая, Изых-Тас, имеющие хорошо сохранившуюся наскальную живопись. В сюжетах древних художников запечатлены легенды, предания и мифы о происхождении рода, о предках, загробной жизни, о строении Вселенной; воссозданы эпизоды повседневной жизни, в первую очередь охоты.

Петроглифы, то есть наскальные рисунки, Боярской писаницы открыли в начале XX века. Всего их более 150, среди них встречаются изображения традиционных кочевых юрт и обычных для тайги бревенчатых изб. Среди домов стоят люди с воздетыми к небу руками. Третью часть «галереи» составляют изображения животных.

В Малой Боярской писанице находятся более 40 изображений жилищ, людей, оленей, коз, коней.

Петроглифы обоих святилищ связаны с магией плодородия, о чем свидетельствуют хорошо выраженные мужские половые признаки у изображенных людей и животных.

Изображения таштыкской культуры (II век до н. э. – V век н. э) выполнены тонкими резными линиями. Основные персонажи – конные и пешие лучники (воины и охотники), бегущие олени и косули, помеченные тамгами (родовыми знаками) кони. Одно из святилищ таштыкской культуры находится на горе близ соленого озера в Ширинском районе. Среди изображений – фигуры лучников с боевыми топорами, сцены конной охоты, шаман с бубном в руках.

Из таштыкских писаниц наиболее хорошо сохранилась Ошкольская, по названию озера Ошколь в 4 км к северу от поселка Талкин Ключ. Писаница включает несколько многофигурных композиций, расположенных на двух ярусах скальных выходовек Рисунки выполнены тонкими резными линиями. Это воины в панцирных куртках, с луками и колчанами, охотники, олени, лошади, а также ритуальные сосуды.

К наиболее ценным памятникам наскального искусства Хакасии относится также Сулекская писаница, расположенная на севере республики в долине реки Печище. История наскальных рисунков в этих местах насчитывает около 4,5 тысяч лет, первые из них появились еще в эпоху ранней бронзы. Среди самых древних – фантастические фигуры богов человеческого и смешанного антропо-звериного облика, тучные быки, поджарые волы, лошади, бегущие лоси. Эпоха поздней бронзы представлена рисунками всадников на лошадях с округлыми утолщениями на ногах. Среди петроглифов скифского времени особенно интересна серия изображений всадников и пеших человеческих фигур, оленей и других животных в жертвенной позе. Но в основном сулекский комплекс обязан своей известностью рисункам и надписям эпохи раннего Средневековья (около 300 изображений).

Изображения Малоарбатской писаницы на скальных поверхностях на берегу ручья Малый Арбат выполнены красной краской. По времени появления рисунки делятся на две группы. Первая включает 15 человекоподобных личин, относящихся ко II тысячелетию до н. э. Вторая объединяет поздние и хорошо сохранившиеся сакральные изображения, созданные совсем недавно – в XVII – XIX века, вероятно, во время общественных молений.

Скала с древними рисунками почитается местными жителями и в настоящее время.

Писаница на вершине горы Чалпан на берегу озера Беле расположена недалеко от развалин древней крепости. Изображения выполнены на поверхности красных песчаников. Они представляют собой своеобразную летопись длительного периода истории: самые древние рисунки относятся ко II тысячелетию до н. э., другие – к гораздо более поздним временам.

В Хакасии наиболее широко представлено наскальное искусство, его по праву называют художественной галереей под открытым небом. Удивительному расцвету скальной живописи способствовало обилие гор с гладкими каменными обнажениями, представленными в основном песчаниками. Эти горные породы долговечны, легки в обработке, слабо подвержены эрозии.

В течение нескольких тысячелетий многие поколения людей наносили изображения на поверхности скал, плит, курганов, каменных стел, используя разные техники – выбивку, гравировку, окрашивание. Сюжеты из жизни древних обитателей Хакасии, образы их божеств образуют целые галереи на скальных выходах степных сопок и горных хребтов. Такие места почитались древними племенами как святилища, здесь проводились обряды. Гора с наскальными рисунками в Хакасии называлась «изых», то есть «священная».

Южносибирская археологическая культура кочевников-скотоводов бронзового века (III – II тысячелетие до н. э.) названа окуневской по имени хакасской деревни Окунев-улус на юге республики, где в начале XX век был впервые раскопан относящийся к ней могильник. Для сюжетов окуневской культуры характерно изображение человекоподобных личин, реальных и фантастических животных, например драконов.

Среди рисунков хакасов, выполненных 200 – 300 лет назад, преобладают изображения родового знака – тамги. Кроме них, на скалах изображались сказочные персонажи, легендарные герои, богатыри, шаманы.

Для наскальных рисунков тагарской культуры (IX – III века до н. э.) характерно преобладание стилизованных образов летящего оленя с ветвистыми рогами и горного козла. Многофигурные писаницы тагарского времени – самые выдающиеся по своим художественным достоинствам. Наиболее известная тагарская писаница – Боярская. Она объединяет два природно-культурных объекта – Большую и Малую писаницы, отстоящие друг от друга на расстоянии 400 м. Памятник находится на коричневых девонских песчаниках в юго-западной части хребта Бояры, протянувшегося вдоль левого берега Енисея.

Многие скальные святилища Хакасии примечательны наслоениями рисунков разных эпох и народов. Одновременно на одной скале можно увидеть и фантастических зверей, и антропоморфные фигуры окуневской культуры, и конные упряжки карасукской культуры, и рисунки более поздних периодов.