Пещеры Урала

Уральские горы, служащие своеобразной границей между двумя частями света – Европой и Азией, известны не только месторождениями полезных ископаемых. Толщу горного массива, протянувшегося от побережья Северного Ледовитого океана до степей Оренбуржья почти на 2000 км (при ширине 40 – 240 км), пронизывают многочисленные пещеры, многие из которых имеют мировую известность. История существования этих пещер насчитывает от нескольких десятков до сотен тысяч лет. В древние времена они служили убежищами доисторическим животным: пещерному медведю, саблезубому тигру, пещерной гиене. Пещера Тайн, расположенная в Пермском крае на левом берегу реки Березовки, известна как крупнейшее на Урале кладбище пещерных медведей. Здесь обнаружены целые скопления их черепов, в том числе со следами ударов по лобной части, а также каменные изделия эпохи палеолита.

В доисторические времена некоторые пещеры служили первобытному человеку не только жилищами, но и святилищами – прообразами будущих храмовек Доказательством тому служит палеолитическая живопись, изображающая животных. Эти рисунки создавались 35 – 12 тысяч лет назад исключительно в религиозных целях. Значительно позже, в Средние века, пещеры использовались как святилища представителями финно-угорских и самодийских народов. О культовом назначении свидетельствуют многочисленные жертвенные предметы, найденные археологами. На Среднем Урале, в Пермском крае известно несколько таких святилищ.

В Чаньвинской, или Копижной, пещере, расположенной на правом склоне долины реки Чаньвы, обнаружены остатки мансийского святилища. Здесь найдены жертвенные предметы: бронзовые украшения, изделия пермского звериного стиля, монеты.

В историко-природном комплексе «Моховой камень», расположенном на берегу реки Вишеры, находится скальный уступ высотой около 10 м. У его основания есть грот с древними рисунками. Это одно из трех известных в Пермской области местонахождений наскальной живописи мансийских охотников XVI – XVII веков. В пещере «Узкая улочка с Искорским городищем», расположенной в Чердынском районе, в 5 км от села Искор, и представляющей собой узкую расщелину длиной более 30 м, найдено средневековое святилище (VIII – XV века). Здесь сохранились оборонительные укрепления, относящиеся к началу русской колонизации Прикамья (XV – XVI века). В пещере Соколиной, находящейся в долине реки Яйвы, обнаружены ракушки каури из Индийского океана, обломок костяной стрелы, кости плейстоценовых животных, – все эти предметы использовались в качестве жертвоприношений.

На территории Пермского края есть святилища и на поверхности, у основания выходов скальных пород. Так, в состав историко-природного комплекса Писаный камень, расположенного на правом берегу Вишеры в районе деревни Писаной, входит правый береговой склон, обрывающийся скалами высотой до 80 м. На одной из скал сохранились изображения, выполненные охрой. У подножия скалы с рисунками обнаружены остатки жертвенника эпох неолита, энеолита, раннего железного века и Средневековья.

Небольшая береговая скала Светик возвышается на левом берегу реки Колвы в Чердынском районе. На площадке у основания скалы находится жертвенное место эпохи Средневековья (VIII – XI века), о чем свидетельствуют найденные предметы: украшения, оружие и предметы утвари пермского звериного стиля. Кроме того, в 1957 год на облесенной площадке скалы была обнаружена стоянка эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) с кремневыми наконечниками, стрелами, скребками, ножевыми пластинами.

Из пещер Южного Урала наиболее известны пещеры-святилища Игнатьевская и Капова. Игнатьевская расположена в Челябинской области, на правом берегу реки Сим. На стенах и потолке пещеры выявлено более 30 групп палеолитических рисунков, возраст которых составляет около 14 тысяч лет. Среди рисунков много геометрических символов, некоторые объединены общим композиционным замыслом. По историко-археологической значимости Игнатьевская пещера стоит в одном ряду с такими всемирно известными памятниками палеолитической наскальной живописи, как пещеры Ласко во Франции, Альтамира в Испании и Капова в Башкирии.

Капова пещера, или пещера Шульган-Таш, находится на правом берегу реки Белой в Бурзянском районе Республики Башкортостан, на территории заповедника «Шульган-Таш». Пещера – выдающийся геологический, археологический и этнографический памятник. Впервые она была описана П. И. Рычковым в XVIII веке. Это карстовая полость с общей длиной ходов 2640 м, выработанная подземными водами в известняках и доломитах. Пещера входит в десятку самых длинных и глубоких пещер Башкирии.

За порталом начинается Главная галерея, в конце которой находится резкое сужение – Горло. Далее один за другим следуют крупные залы: Купольный, Знаков, Хаоса. В пещере преобладают крупные полости: залы, подземные каньоны, долины, ротонды, галереи. Всего в ней насчитывается более 15 заловек

Каповая пещера Урала

В 1959 году зоолог А. В. Рюмин обнаружил в Каповой пещере – в залах Хаоса, Купольном, Знаков и Рисунков – наскальную живопись, сделанную красной охрой. Это открытие принесло пещере мировую известность. На стенах изображены мамонты, бизоны, шерстистые носороги, лошади, а также абстрактные геометрические знаки. Всего найдено около 30 рисунков; длина изображенных фигур – от 44 до 122 см. Эта находка – доказательство существования уральского очага палеолитической культуры, второго после Юго-Западной Европы.

Рисунки располагаются на двух ярусах пещеры, отделенных друг от друга лазом-колодцем. Наиболее труднодоступен верхний ярус, где находится главное помещение святилища – зал Рисунков. Это красивейшее место словно самой природой приспособлено для создания палеолитического «алтаря». Зал имеет округлую форму и высокий купол. Рисунки сосредоточены на восточной и западной стенах. Это самые яркие и выразительные композиции Каповой пещеры. Нарисованные животные (среди них также две человеческие фигуры и трапеция с «ушками») «двигаются» по кругу: они как бы выходят из каменной складки на восточной стене, а затем направляются по западной стене к колодцу на нижний этаж пещеры. Процессия завораживает зрителя и невольно настраивает на созерцательный лад.

На нижнем ярусе, недалеко от портала, располагаются два смежных зала – Купольный и Знаков. Именно здесь обнаружено наибольшее количество знаков, рисунков и пятен охры. Согласно произведенным исследованиям, некоторые из них неоднократно подправлялись; это говорит о том, что они постоянно использовались в магических целях. Следующий зал с палеолитической живописью – огромный, усыпанный каменными глыбами зал Хаоса. Среди рисунков этого зала особое внимание привлекает странная фигура, соединяющая в себе черты животного и человека. Возраст рисунков в Каповой пещере в зависимости от яруса различается: живопись нижнего яруса насчитывает 14,5 тысяч лет, верхнего – 17 тысяч лет.

После открытия древней живописи в Каповой пещере на Урале проводились археологические исследования, в результате которых в зале Знаков было найдено около 200 предметов. Это в основном рабочий инструмент, фрагменты оружия из кремня, яшмы и кости, а также элементы украшений из серпентинита и несколько подвесок.