Дюны Куршской косы

Дюны Куршской косы

Длинным песчаным полуостровом Куршская коса протянулась от юго-запада до северо-востока. Куршская коса – песчаная отмель длиной 98 км отделяющая пресноводный Куршский залив от Балтийского моря. Куршская коса включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в списке природных чудес света как самая длинная в мире песчаная пересыпь. Сегодня трудно себе представить, что когда-то на месте этого живописного ландшафта была лишь небольшая гряда островков. Полуостров начал формироваться более 8000 лет назад. Наталкиваясь на препятствие в виде островов, морское течение замедлялось, оставляя песок на отмелях. Наносимый морем песок формировал новые острова, отмели становились песчаными дюнами.

Куршская коса еще во времена крестоносцев была важным дорожным узлом, соединявшим Пруссию, Прибалтийские государства и Российскую империю. На протяжении пяти веков этой дорогой пользовалась армия, осуществлялась перевозка товаров, ездили на каретах и дилижансах, скакали верхом, проезжали российский император Петр I и прусская королева Луиза. Еще в далеком XIV веке вдоль дороги стали возникать первые поселения, начали работу почтовые станции, появились кормчие. Когда люди вырубили леса, ничто не мешало ветру свободно перемещать песок, который стал засыпать дороги, дома и даже целые поселения. Песок, не удерживаемый зелеными насаждениями, стал настоящим бедствием для местных жителей. Людям приходилось бросать свои дома и искать новые места для проживания, где песок и ветер их не смог бы настигнуть.

Песок так быстро наступал, что даже двери в домах приходилось делать из двух половинок – чтобы утром через верхнюю можно было выбраться.

Только когда подвижные пески стали засыпать дорогу, и значительно обмелел Куршский залив – в ситуацию по спасению уникальной Куршской косы вмешалось государство. Был разработан природоохранный проект длиной почти в 200 лет, который по объему проводимых мероприятий, трудозатрат и финансировании не имел себе равных в истории людской цивилизации. В XVIII веке был объявлен специальный конкурс на лучшую идею по спасению дороги и людей от кочующих дюн. Победил проект профессора Виттенбергского университета Иоганна Тицуса. Он предложил разделить полуостров на две зоны – зеленую защитную и жилую охраняемую. Защитная зона косы по замыслу ученого должна была состоять из валов вдоль Балтийского моря, полосы придюнной низменности и остановленной песчаной гряды. Чтобы дюны Куршской косы не двигались дальше, Тициус предложил засадить их различными растениями, так чтобы они создавали ступенчатую преграду дующему с моря западному ветру. А узкая придюнная полоса со стороны залива могла бы стать жилой зоной косы.

Первые работы по созданию вала начались в 1803 году. Отдельные дюны со стороны моря объединили плетеными заграждениями, ветер стал нагонять в пустоты песок, в итоге появилась длинная стена, тянущаяся вдоль всей Куршской косы – авандюна.

В битве за косу нередко побеждали дюны, иногда песок полностью засыпал дорогу, и людям ничего другого не оставалось, как прокладывать себе путь у самого моря. По мокрому морскому песку проезжали рыбацкие телеги и мчались королевские кареты, говорят, что именно по этому берегу спасалась от наполеоновского войска прусская королева Луиза.

Здесь под защитой вала сформировались лучшие пляжи Прибалтики. Широкие, просторные с чистейшим песком пляжи притягивают туристов со всего мира, но здесь можно не только загорать, но и рыбачить. Одним из местных деликатесов является копченая рыба. Здесь ловится камбала весом 1 – 1,5 килограмма.

К началу XIX века с обеих сторон Куршской косы появились защитные укрепления. Вдоль моря выросла искусственная авандюна, а со стороны залива движение песков было остановлено при помощи расположенных на особо опасных склонах специальных заграждений из хвороста.

Дюна Эфа – самая высокая точка Куршской косы. Названа в честь лесничего Франца Эфа, которые довел до совершенства технологию закрепления песка. Кстати официальная его должность так и называлась – дюнный инспектор.

Двухсотлетняя технология закрепления песка – в дюну вбиваются прочные колья, их прокладывают сухим хворостом, чтобы получились ячейки размером примерно 2х2 метра. Впоследствии они должны зарастать травой, цветами, а в идеальном варианте деревьями, чтобы их мощные корни не давали дюне двигаться дальше в сторону залива.

В нескольких десятках метрах от воды растут первые растениях, их еще называют песколюбы. Сильный ветер с моря разносит семена по всей пустыне, получается, и среди барханов прорастают редкие, но красивые цветы.  Лучше всего в столь суровых условиях приспособились морская горчица и прибрежная фиалка. У растений мощная корневая система, стелющиеся по поверхности земли стебли, которые удерживают их на песке и не позволяют ветру унести. На склонах дюн Куршской косы попадаются березы, у которых наверху видна только верхушка, а ствол скрыт толстым слоем песка.

Франц Эфа сумел спасти от полного засыпания поселок Пиллькоппен (Морское) но на самом деле эту деревню приходилось переносить трижды, люди фактически бегством спасались от наступающего песка. Под 100 м толщей песка дюны Эфа погребены десятки рыбацких домов прошлых веков. Но сейчас благодаря укреплениям дюна Эфа больше не двигается, она уже более сотни лет сохраняет свою форму и месторасположения, чего не скажешь о ее кочевых соседках, которые продолжают движение. За это время они переместились на 400 метров.

Из поселка Морское видно как несколько веков назад дюны Куршской косы надвигались на деревни. Но и сейчас соседство человека и песка можно назвать достаточно тесным. Прямо у старых заросших травой домиков возвышается угрожающий вал из песка готовый в любой момент снести все постройки. Однако корни деревьев сплели настоящие сети и надежно удерживают песок, так что местным жителям ничего не угрожает.

Для сохранения этого удивительного уголка планеты часть дюн Куршской косы решено было оставить для туристов.

Но по песку запрещено ходить во избежание разрушения дюн, сотрудники национального парка очень бережно охраняют первозданную пустыню. До пляжа Балтийского моря, через авандюну, можно добраться по специальным деревянным настилам.