Минусинская котловина

Опубликовано umeda - чт, 08/28/2014 - 23:13

Минусинская котловина – одно из немногих мест в мире, где сохранились многочисленные культовые археологические памятники. Ее нередко называют «уникальным сакральным центром», «культурным оазисом, подобным очагам древних цивилизаций», «музеем под открытым небом», «заповедником древнего мира».

Среди памятников древности особенно выделяются гигантские каменные образования (мегалиты) окуневской культуры, относящейся к бронзовому веку (II тысячелетие до н. э.). Окуневские стелы представляют собой вкопанные вертикально каменные плиты или столбы, часто саблевидной формы, с изображенными на них человечками, животными, фантастическими существами, другими фигурами. Стелы с объемно выполненными скульптурами принято называть изваяниями. Для них характерны сложная ярусная композиция рисунков и использование узкой (торцевой) стороны плиты.

Данные археологических раскопок показывают, что стелы были важнейшей частью святилищ. Установка и использование стел подчинялись строгим ритуалам. Изначально, до переустановки в более поздние периоды, они были ориентированы лицевой стороной на восход. На дно подготовленной для возведения стелы ямы клали части принесенных в жертву животных. Обычно это была шкура с головой молодого барашка или кости лошади, лося, медведя. После установки основание стелы укреплялось камнями. С южной стороны располагалась яма-жертвенник.

Окуневские изваяния и стелы найдены в степи по всей Минусинской котловине, за исключением ее юго-восточной части. Больше всего их на левом берегу Енисея, на территории Республики Хакасия, в долинах рек Бюрь, Уйбат, Ниня, Камышта, Аскиз, Есь и Тея. На правом берегу Енисея, на юге Красноярского края, найдено 17 стел. Всего на территории Минусинской котловины в настоящее время известно около 300 памятников окуневской культуры. Многие из них в последующие эпохи были «позаимствованы» другими народами – установлены в оградах курганов тагарской культуры или на могильниках эпохи раннего Средневековья (чаатасах). За пределами Минусинской котловины подобные мегалиты неизвестны.

Стелы и изваяния, выполненные из песчаника или гранита, высотой 3 – 4 м и весом несколько тонн, поражают своей необычностью форм и фантастическими образами, выбитыми на их поверхности. Наиболее простые стелы представляют собой каменные плиты с нанесенными на широкой стороне изображениями. У более сложных стел в виде столбов и изваяний основная часть композиции находится на узкой, торцевой грани. Чаще всего в центральной части изображена голова человека, разделенная поперечными линиями на ярусы. Три больших круга на месте глаз, рога и уши быка, а также другие элементы придают голове фантастический образ. Часто, кроме этого, личина дополнена изображениями животных – хищных зверей, змей, быков или баранов, образующими единую композицию. На многих стелах присутствуют сложные знаки в виде круга и квадрата с лучами.

Все известные окуневские скульптуры олицетворяют взаимодействие трех миров: верхнего – небесного, среднего – земного и нижнего – подземного. Для каждого из этих миров характерны свои определенные мифические животные.

Некоторые из сохранившихся на территории Минусинской долины мегалитов не потеряли своего культового значения и в наши дни. Каменные стелы и изваяния, по глубокому убеждению местных жителей, обладают целебными свойствами и особенно могущественны в тех случаях, где современная медицина оказывается бессильной.

В центральной части Хакасии, в живописной долине реки Аскиз возвышается одинокая каменная стела из светло-серого гранита – Лх-Тас (Белый камень). Высота треугольной в сечении стелы около 2 м, возраст 4 тысячи лет. По археологическим и фольклорным данным, последние 1,5 тысячи лет этот камень используется местным населением для лечения различных болезней. Кроме того, считается, что он защищает детей от злых духов.

Людям, которые хотят обратиться к камню, надо четко следовать определенному ритуалу. Для этого необходимо оставить любой транспорт, включая коня, за пределами 100 м от камня и подойти к нему пешком. Затем нужно обойти его три раза по часовой стрелке и принести жертву, для этого необходимо положить с восточной стороны кусочки пищи, мелкие монетки или раскрошенный табак. После совершения этих действий необходимо прижаться к камню всем телом, обхватив его крепко руками, и просидеть так секунд 15 – 20. После лечебного сеанса следует сразу покинуть это место, так как, по местным поверьям, камень находится на «тропе горных духов» и нечаянная встреча человека с ними может иметь весьма плачевные последствия для человека.

Яйцо – миниатюрное изваяние из Аскизского района, выполненное из речного валуна природной яйцевидной формы. Изображение антропоморфной личины выполнено в технике точечной выбивки с последующей прошлифовкой линий. Ее «воротничок» – в виде головы зверя с разинутой пастью. Линии рисунка в этой части камня местами очень нечеткие.

Ах-Тас не только лечит взрослых, но и оберегает детей. По хакасским поверьям, если ребенок слабый и болезненный, значит, его одолевают злые духи. Самый действенный способ защиты в этом случае – наречение его вторым именем. Ребенка подводят к Ах-Тасу и ставят спиной к камню лицом на восток. В конце совершения специального обряда шаман шепчет на ухо ребенку его новое имя. В дальнейшем священный камень является защитой от злых духов.

Ах-Тас вместе с двумя другими сакральными объектами – скалами Иней-Тас (Каменная старуха) и Апсах-Тас (Каменный старик) – образует на местности равносторонний треугольник с очень небольшой долей погрешности, что говорит о том, что он был установлен с учетом двух скальных вершин. Специальные исследования показали наличие вокруг камня геопатогенной зоны радиусом 52 м. Вполне возможно, что целебная сила камня объясняется его расположением на участке с геомагнитной аномалией.

Каменное изваяние Улуг-Хуртуях-Тас 

Одна из самых почитаемых хакасами святынь – каменное изваяние Улуг-Хуртуях-Тас, расположенное в центре Хакасии, южнее города Аскиз, у автотрассы Абакан – Тоштыл. В течение четырех-пяти тысячелетий оно возвышалось в Аскизской степи и почиталось как символ плодородия. В 1954 году его перевезли в Абакан и установили у здания Хакасского краеведческого музея, однако в 2003 год по просьбе жителей республики вернули на прежнее место. Для защиты от неблагоприятных погодных условий вокруг него выстроили стеклянный павильон в виде шестиугольной юрты. В настоящее время изваяние Улуг-Хуртуях-Тас – один из самых популярных туристических объектов Хакасии и почитаемое культовое место, сюда буквально не зарастает народная тропа.

Изваяние называют также Большая каменная старуха, или Мать матерей. Оно высечено из серовато-коричневого песчаника. Его высота более 3 м, ширина – 0,6 м, толщина – 0,5 м, вес – 2,6 т. Как ни удивительно, оказалось, что изваяние полое, – это подтвердила проведенная рентгеноскопия истукана. На вершине изваяния высечена реалистично выполненная человеческая голова в конусовидной шапке, в средней части – округлый выступ, напоминающий живот беременной женщины, на котором проступает изображение, похожее на человеческое лицо. По данным XVIII века, Большая каменная старуха считалась повелительницей душ людей и животных: женщины просили ее о рождении детей, мужчины – об удаче на охоте. Вот описание обряда почитания изваяния, относящееся к середине XIX век: «Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, инородцы подходят к каменной старухе с поклонами, обливают ее молоком и аракою (вином, перегоняемым из молока), а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаною или салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя». На сохранившейся фотографии начала XX века хорошо видны следы совершения ритуала: лицо на вершине камня обмазано сметаной, ниже рта заметны жирные потеки от «кормления».

В наши дни к Улуг-Хуртуях-Тас идут с просьбами и местные жители, и гости Хакасии. До сих пор к ней обращаются женщины, страдающие бесплодием, испрашивая для себя счастье материнства. Считается, что Каменной старухе нужно поднести гостинец и обойти ее три раза по часовой стрелке (по ходу солнца). Местные жители связывают с возвращением Улуг-Хуртуях-Тас в Аскизский район зафиксированный здесь в последние годы рост рождаемости. Одна из новых традиций – посещение изваяния молодоженами в день свадьбы.

Салбыкские ворота

В Салбыкской долине, известной своими «царскими» курганами, расположен древний сакральный памятник– мегалит, относящийся к татарской культуре (I тысячелетие до н. э.). Ворота образованы двумя менгирами (вертикально вкопанными крупными плитами), ориентированными точно по сторонам света.

Южная плита из серого кремнистого песчаника имеет прямоугольную форму, высота ее надземной части 2,3 м, ширина – 1,3 м, толщина – около 40 см. Верхний край плиты скошен так, что высокий угол указывает на восток, а низкий – на запад. Такая же форма и ориентация наблюдаются у большинства плит татарских курганов. На узкой лицевой грани выбиты фамильные родовые знаки – тамги.

Северная плита из красновато-коричневого песчаника на 3,6 м отстоит от южной.

В конце 1940-х годов в результате подкопа она упала и долгое время (до 1997 года) лежала на земле. Это позволило определить ее точные размеры: высота – 3 м, наибольшая ширина – 1,9 м, толщина от 20 до 45 см. В отличие от южной, северная плита имеет округлую форму.

На территории, окружающей менгиры, были проведены специальные геолого-геофизические исследования, в результате которых выяснилось, что Салбыкские ворота находятся в самом центре мощной геопатогенной зоны.

Результаты магнитной съемки продемонстрировали наличие в этом месте глубинного тектонического разлома. Кроме того, южная прямоугольная плита («мужской» камень) обладает положительным зарядом, а северная округлая («женский» камень) – отрицательным. Очевидно, что выбор места для «ворот» более 2 тысяч лет назад был не случайным. Салбыкские ворота входили в состав огромного и сложного комплекса погребальных сооружений Долины царей и выполняли ритуальную, лечебную, поминальную, астрономическую, а возможно, и другие функции.