Легенды Алтая

Легенды Алтая

Алтайцы верят, что горы – это окаменевшие батыры, богатыри и герои древности, сохранившие способность мыслить, чувствовать, а также награждать или наказывать человека в зависимости от его поступков, молчаливыми свидетелями которых они становятся.

Легенды Алтая – непокорный Бабырган.

Старинная легенда гласит, что алтайские реки Катунь и Бия были когда-то людьми. К Катуни, дочери могущественного Хана, посватался храбрый охотник Бий. Но не угоден был Хану такой жених. Тогда влюбленные решили бежать, но Хан настиг их и превратил в озера, разделенные высокими горами.

Весной озера обернулись полноводными реками и бросились навстречу друг другу. Горы расступались перед напором Бия, но на пути Катуни отец установил множество преград. Одну за другой преодолевала их Катунь, оттого русло этой реки стало таким извилистым. Наконец вдогонку за ханской дочерью был послан непобедимый богатырь Бабырган, но Катунь перехитрила его и вскоре слилась с Бием, породив полноводную Обь. В гневе Хан приказал Бабыргану навеки стоять дозором там, где он упустил Катунь, и превратил его в гору. С тех пор никто не может пройти мимо него незамеченным, и о приближении врагов всегда оповещает свой народ батыр-гора Бабырган.

И действительно, гора Бабырган, считающаяся родовой для сеока (рода) тодош, первой встречает путешественников на границе Республики Алтай. Одинокая вершина с характерным, лишенным растительности гребнем из скальных останцев, немного напоминающим мужской головной убор, выдвинута вперед, как сторожевая башня. К тому же Бабырган оснащен «огнеметными орудиями»: его гранитный массив является локальным центром грозовой активности. Наблюдатели отмечают не только большое количество молниевых разрядов, но и удивительную силу ветра. Даже в тихую погоду, приближаясь к Бабыргану, можно ощутить повышение электростатического напряжения, которое вызывает легкое потрескивание волос на голове.

Сюжеты легенд нередко подсказывают сами горы. Так, в устье реки Чуй, где проводятся ежегодные соревнования по рафтингу «Чуя-ралли», недалеко от села Белый Бом, находится гора Экибаш, на вершине которой можно разглядеть профили двух человеческих лиц. Буквально ее название так и переводится – «Две головы». Считается, что это окаменевшие братья-богатыри, которые до последнего оборонялись от многочисленных врагов, сражаясь спина к спине.

Этот район, Онгудайский, вообще по праву считается археологической сокровищницей. Курганы и курганные комплексы, каменные скульптуры (кезеры), изображающие героев древности, целые галереи наскальных рисунков – вот далеко не полный перечень объектов наследия древних цивилизаций, которые расположены в непосредственной близости от трассы.

Легенды Алтая – о чем молчат горы.

Довольно часто одна гора становится персонажем нескольких сказочных сюжетов, однако причина ее избрания в качестве родовой святыни лежит во вполне конкретном событии, связанном с историей сеока. Для современных алтайцев таковыми стали перипетии многолетней джунгарской войны.

В 1745 году обострилась борьба за престол могущественного Джунгарского ханства, центром которого был Алтай. В междоусобную войну, желая уничтожить государство-соперника, вступил цинский Китай. В результате население Западной Монголии и Алтая подверглось геноциду, и к концу XVIII века разрозненные и малочисленные группы коренных жителей Алтая, самая крупная из которых не превышала 4 тысяч человек, нашли спасение в российском подданстве. В память об этих тяжелых временах родовой горой Сеока Кара-Найман стал Кодёгор, где захоронен прах героя джунгарской войны Боора.

Священная, глубоко почитаемая коренным населением вершина Кадын-Бажи, что переводится буквально «Чело Госпожи», – гора Белуха – практически всегда окружена облачным покровом. Это хорошо известное альпинистам свойство Белухи обусловлено опоясывающей гору сетью геологических разломов, создающих геомагнитные аномалии.

Большинство фотографов и художников стараются запечатлеть Белуху безоблачной, избегая изображать вершину в ее наиболее сокровенном состоянии.

Традиционный способ уберечь священные места от осквернения – замалчивание. Алтайцы и по сей день стараются в разговоре с посторонними избегать упоминаний о сакральных объектах, будь то родовая гора или целебный источник. И их нетрудно понять. В ожидании очередного конца света, который на этот раз планируется на 2012 год, в горы Алтаяустремляются жители больших городов, надеясь таким образом уцелеть во время глобальной катастрофы. Алтайцы считают, что все эти люди обманывают сами себя. В исторической перспективе горы «спасали» только небольшие группы людей, готовых к экстремальным условиям жизни, охотников и скотоводов, способных прокормить себя в ситуации полного отрыва от цивилизации, а не экзальтированных мистиков из мегаполисов. Помня об этом, алтайцы говорят, что все новые переселенцы рано или поздно падут жертвой собственных вымыслов.