Плещеево озеро

Среди озер Центральной России Плещеево озеро занимает особое место как одно из самых крупных и наиболее живописных. Его название, в далеком прошлом звучавшее как Клещеево, возникло от старорусского «клескать», т. е. «плескать». Озеро имеет овальную форму, его длина составляет 9,5 км, наибольшая ширина – 6,7 км, глубина около 25 м. Водоем образовался в результате деятельности Валдайского ледника около 30 тысяч лет назад. Для сохранения этого уникального озера и его окрестностей в 1988 году был образован одноименный национальный парк.

Плещеево озеро всегда славилось своей чистой и холодной водой. Несмотря на то что находящийся на его восточном берегу Переславль-Залеский создает определенную экологическую нагрузку, оно остается одним из самых чистых озер Европы.

История заселения берегов Плещеева озера насчитывает не одно тысячелетие. Самая древняя стоянка, относящаяся к эпохе неолита, обнаружена на южном берегу, в урочище Польцо близ Берендеева болота.

Следы другого древнейшего поселения находятся в самой высокой точке побережья (31 м над уровнем озера) на Александровой горе, которую еще иногда называют Яриловой плешью. Человек здесь появился почти две тысячи лет назад. Первое поселение принадлежало угро-финскому племени меря, с тех времен остались названия рек, озер, урочищ и селений: Нерль, Векса, Кубря, Сольба, Слуда, Брембола. В IX – X веках на берегах Плещеева озера появились славяне, и меря постепенно растворились в их массе. В это же время в окрестностях горы был построен город Клещин (сейчас это село Городище).

Впоследствии по указанию княжившего в Залесье Юрия Долгорукого поселение перенесли к устью реки Трубеж, на северо-восток Плещеева озера. Князь считал, что это более подходящее место для крепости: поселение, с двух сторон окруженное водным пространством, неприятелю труднее захватить.

Древние славяне молились здесь славянскому богу солнца, весны и плодородия Яриле: вершина горы, будучи самой высокой береговой точкой озера, больше других мест освещалась солнцем (потому и Ярилова плешь). Название Александрова гора, по одной из версий, связано с удельным князем Переславля-Залесского Александром Невским, который прибыл сюда вместе с матерью, женой и детьми после знаменитой Невской битвы.

Хотя Александрова гора как духовная обитель и запустела, среди местного населения долгое время сохранялся ее особый статус. До самого начала XX столетия из года в год переславцы приходили сюда на гулянья в Неделю всех святых.

Среди природных достопримечательностей Плещеева озера, имеющих сакральное значение, особое место занимают целебные источники. Самый знаменитый из них – родник Святой Великомученицы Варвары, или Варварин ключ. Он расположен на северо-западном берегу Плещеева озера, рядом со старой дорогой Переславль – Заозерье – Углич, в 1,5 км от старинного села Купань. К роднику ведут две дороги – через местечко Кухмарь и через село Купань. 200 лет назад жители окрестных сел и деревень – Купани, Усолья, Хмельникова – на Иванов день устраивали у родника празднества. Сначала мыли и прибирали деревянную часовенку над ним, украшали ее цветами, потом водили хороводы и обливали друг друга ключевой водой, смывая с себя все беды, болезни и наговоры. Также местными жителями почитается праздник, посвященный святой, – Варварин день (17 декабря).

Над родником установлена обновленная деревянная часовня в духе XVII века, сооружены купальня и беседка для отдыха. Источник очень популярен, привлекает большое количество паломников.

Другой знаменитый родник – Ключ Гремяч находится в юго-западной части поймы Плещеева озера, у подножия горы Гремячей, недалеко от музея-усадьбы «Ботик Петра I». Народное предание гласит, что во время страшной грозы молния попала в корни высокого дуба – священного дерева славянского племени вятичей. В том месте, где огненная стрела ушла в землю, образовалась воронка, и из нее забил ключ. В конце XVII века недалеко от родника Петр I создавал потешную флотилию, и родник бесперебойно снабжал первых кораблестроителей доброкачественной водой.

Переславский край был отделен от Киевской Руси полосой дремучих мещерских и муромских лесов, за что был назван Залесьем. Здесь сохранились памятные места, связанные с именами Александра Невского, Сергия Радонежского, Юрия Долгорукого, Ивана Грозного, Петра I.

Во все времена Плещеево озеро считалось священным, о нем сложено множество преданий и легенд. По одной из них, озеро помогло спастись от татарского плена жене Дмитрия Донского Евдокии с сыном. Преследуемая татарами во время бегства в Кострому, она вступила на плот, причаленный к берегу Плещеева озера. Внезапно плот поплыл и замер на самой середине водной глади, недоступный для татарских стрел. В благодарность за чудесное спасение Евдокия основала Успенский Горицкий монастырь, один из самых известных и древних в Переславле-Залесском.

В отличие от других плещеевских родников, Ключ Гремяч содержит большое количество гидроксида железа. Поэтому русло и берега ручья, а также растущие в нем водные растения имеют красноватый цвет – из-за налета ржавчины. Ключ не замерзает даже в самые сильные морозы, а в летние дни на него падает тень от зарослей ольхи, калины, черной смородины.

В наше время Синий камень пользуется огромной популярностью у посетителей Плещеева озера. Считается, что он приносит удачу, укрепляет здоровье. Ежегодно к камню приходят десятки тысяч людей и оставляют подношения – кто монетку, кто брелок, кто ленточку рядом на кусте.

У подножия Александровой горы, примерно в 80 м от уреза воды Плещеева озера, находится Синий камень – святыня, овеянная множеством легенд и преданий. Камень представляет собой огромный валун длиной около 3 м, шириной 2,6 м, высотой 0,6 м и весом примерно 12 т. По всей видимости, валун принесен последним Валдайским ледником из Скандинавии. Поверхность валуна испещрена мелкими бугорками и ячейками, цвет его неоднородный, от темно-серого до серо-синего – в зависимости от освещения и влажности поверхности. По структуре это кварцево-биотитовый сланец. Благодаря способности менять цвет после дождя из-за преломления и отражения света чешуйками черной слюды – биотита, камень и получил свое название.

В IV – IX веках Синий камень был предметом поклонения язычников-мерян, они чтили его как бога, приносили ему жертвы. Позже славяне поклонялись камню как одному из олицетворений бога Велеса, покровителя охотников, пастухов, купцов. Его украшали венками и лентами, несли в дар молоко, сметану, лепешки, яичницу, устраивали возле него праздники и тризны.

Почти через 600 лет после Крещения Руси люди продолжали поклоняться камням. Православные священники были серьезно озабочены столь «непотребным» поведением, и Церковь объявила камню войну. В конце XVII века по благословению преподобного Иринарха Ростовского дьякон Переславского Борисоглебского Надозерного монастыря Ануфрий закопал Синий камень в глубокую яму. Согласно легенде, камень не удалось скрыть надолго. Вероятно, талые воды размыли грунт, и камень снова появился на поверхности. Слава о его «чудесной силе» только упрочилась.

Новая попытка борьбы с камнем была предпринята спустя полтора века. Зимой 1788 года церковные власти Переславля задумали использовать крупный валун при закладке колокольни в Духовской слободе на левом берегу реки Трубеж. Камень спустили к озеру и погрузили на розвальни, чтобы перевезти на новое место. Но лед проломился, и камень затонул на глубине около двух саженей. Церковные власти решили, что на этот раз избавились от Синего камня навсегда.

Переславский краевед Н. Меморский объяснил перемещение камня со дна озера на берег силой ледяных торосов, в которые вмерзал камень. Южные весенние ветры отгоняли ледяные торосы к берегу, куда постепенно и переместился Синий камень. Выход камня на берег ученый связывал с изменением глубины озера.

Россия
X
Loading