Священные горы Саяно-Алтая

Алтай, Тува и Хакасия, образующие Саяно-Алтайский регион, компактно расположены на юге Сибири, в центре Азиатского континента. Этот сказочный по красоте край снежных вершин, лазурных озер, суровых таежных лесов, бескрайних степей был заселен еще в каменном веке, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Белуха – главная вершина Катунского хребта на Алтае, самая высокая гора в Сибири и одна из крупнейших в России (4506 м над уровнем моря). Белуху образуют две вершины: Восточная (4506 м) и Западная (4435 м) с широкой седловиной между ними. На склонах Белухи берет свое начало река Катунь, образующая после слияния с Бией великую сибирскую реку Обь.

По алтайским поверьям, у подножия Белухи не разрешается шуметь, громко разговаривать, иметь при себе железные предметы. Возле нее алтайские охотники никогда не охотились. На перевалах, ведущих к вершине, повязывали особые ленты (кыйра) и строили ритуальные сооружения из камней (обо-таш). Мужчины, приходившие помолиться Хозяину Алтая, должны были остановиться у определенной черты у подножия горы. Женщинам вообще не разрешалось подходить близко к этой черте.

Самая почитаемая гора в Туве – Бай-Тайга на западе республики, возвышающаяся на 3129 м над уровнем моря. По древним преданиям, на ее вершине обитает Хозяин Тувы – Сангба Норулха бурган. В переводе с тибетского «сангба» – «чистый», Норулха – божество сокровища. Священная гора Бай-Тайга – мир этого божества. Время от времени Сангба Норулха бурган на птице аганак (белой куропатке) облетает свои владения, и ничто не ускользает от его внимательного взгляда и острого слуха.

Среди верующих тувинцев считается, что эта гора – одно из редчайших мест на Земле: ведь на ее вершине крутится вихрем огромная черная воронка, всасывающая негативную энергию планеты и выплескивающая ее в космос. По поверьям, если человек поклонится священной горе, он тут же получит благосклонность великого духа, очистится от негативной энергии и исцелится от всех болезней.

Ежегодно на горе проводится традиционный обряд освящения Бай-Тайги, в котором участвуют верховные и рядовые ламы и представители мужского населения республики. Считается, что этот обряд поднимает дух и приносит удачу и благополучие на целый год.

На вершине горы повязывают ленточки и специальные флажки, на которых пишут имена родных и близких. По древнему обычаю женщины на освящение не допускаются, но могут отправить с мужчинами, участвующими в обряде, свои подношения. Освящение Бай-Тайги приравнивается к освящению всей Тувы.

Другая священная тувинская гора – Хайыракан (Медвежья гора) расположена на берегу Саяно-Шушенского водохранилища, в окрестностях поселка Шагонар, в 90 км западнее Кызыла. Шаманисты и буддисты почитают гору как одну из главных святынь тувинского народа. В 1992 году ее освятил Далай-лама XIV.

На красных скалах гряды Оглахты сохранились остатки крепостной каменной стены, протянувшейся на 25 км. Ее высота 1 м, толщина стен, сложенных из плит девонского песчаника, достигает 2 м. Стена, проходящая по отвесному краю горы, усилена бастионами и рвами. Она имеет зигзагообразные выступы, кое-где устроены проходы. У южного подножия Оглахты расположен могильник с захоронениями разных времен.

В Усть-Абаканском районе, на левом берегу Енисея в месте впадения в него реки Биджи, возвышается гора Кюн-Таг, или Куня. Она представляет собой огромную естественную крепость высотой более 500 м. С ее вершины видны Саянские горы с пятиглавым Борусом. В переводе с хакасского Кюн-Таг – «гора Солнца». В древности на этом культовом месте поклонялись солнцу. Эта же гора укрывала людей от вражеских набегов. У вершины Кюн-Таг расположена ровная ритуальная площадка, с которой начинается спуск к Енисею.

Для местных жителей Белуха – священная гора, центр мироздания, «пуп Земли». Известная в индуистской мифологии Гора Меру, на которой держится весь мир, – это и есть Белуха. По одной из легенд, именно отсюда великий Будда Гаутама пришел в Индию; по другой – на священной горе обитает тюркская богиня Умай. Выдающийся художник, философ и общественный деятель Н. К. Рерих считал, что именно в районе Белухи находятся ворота в страну Шамбалу, которая пока скрыта от людей, но после того как человечество с его безудержным стремлением к разрушению уничтожит самое себя, эта мифическая страна откроется выжившим и станет центром новой цивилизации.

С древности коренные народы региона – алтайцы, тувинцы, хакасы – почитали горные вершины как обиталища богов и духов. Считалось, что гора – это вертикаль, связывающая мир людей с миром богов. Люди не только обожествляли горы в мифах и легендах, совершали обряды на вершинах, но и создавали из камня стелы и менгиры, олицетворявшие эту вертикаль. Кроме того, предания местных народов, их песни и сказки сохранили представления о горе как об источнике происхождения рода, защитнике и помощнике для людей и скота.

Священная гора Чалпан расположена на северо-западном берегу озера Беле, самого большого в Хакасии. Эта священная гора Саяно-Алтая с плоской вершиной и крутыми склонами (так называемая столовая) возвышается на перешейке, который делит озеро на две половины – с пресной и соленой водой. На вершине сохранились развалины древней крепости тагаро-таштыкского времени, а на южном склоне – пять скальных святилищ, датируемых периодом со II века до н. э. по VIII – X века н. э. У подножия горы находятся плиточные могильники татарской и таштыкской культур.

Горная гряда Оглахты Батеневского кряжа протянулась по левому берегу Красноярского водохранилища, в 35 – 40 км от Абакана. Среди целого комплекса археологических памятников различных культур центральное место занимают скальные святилища с многочисленными изображениями людей и животных.

Двуглавая гора Тепсей – одна из самых почитаемых хакасами гор. Она стоит на берегу Красноярского водохранилища, неподалеку от гряды Оглахты. На Тепсее находится несколько скальных святилищ и погребений таштыкской эпохи. Поражает многообразие способов захоронения в больших и малых склепах, а также в грунтовых могилах. Сохранились остатки сотен похоронных и поминальных жертвоприношений, среди которых были лошади, бараны, быки и даже люди.

Недалеко от Кюн-Тага, вблизи поселка Усть-Абакан в Хакасии, сохранилось скальное святилище с живописью II тысячелетия до н. э. – Подкунинская писаница. На древних рисунках изображено более 300 фигур: люди, олени, козы, лошади, верблюды, птицы, медведи.

У подножия скал Оглахты привлекает внимание каменная плита, поверхность которой буквально испещрена рисунками возрастом более 2 тыс. лет. На ней изображены спирали, животные и антропоморфные существа.

Характерной чертой коренных народов Саяно-Алтайского региона было поклонение так называемой родовой горе, считающейся местом рождения и обитания покровителей рода (сеока). В Хакасии родовые горы называли «улур-абам» («великий наш отец»). Женщинам запрещалось подниматься на них и показываться перед ними без головного убора. Для почитания горных духов раз в три года хакасы совершали жертвоприношения «тар тайыр». Каждой родовой горе поклонялся только определенный род хакасов, другие относились к ней равнодушно.

В Хакасии одна из родовых гор находится в окрестностях села Казановка Аскизского района, на левом берегу реки Аскиз. До 1960-х годов на горе возвышалась живописная скала Иней-Тас, или Иней-Хая («каменная старуха»). Скала нависала над дорогой на высоте примерно 30 м и по форме напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу. Она была родовой горой хакасов из рода том (по фамилии Майнагашевы) и покровительницей скотоводства для всего местного населения. В самом начале 1960-х годов скалу взорвали – по одной из версий, для строительства дороги. Но и после «смерти» Иней-Тас продолжает пользоваться особым уважением.

На горных перевалах в честь духов-хозяев с давних пор ставят обо – культовые сооружения в виде груды камней и жердей. Этот обычай пришел из Тибета. Каждый проходивший мимо был обязан поклониться обо и внести в него свою лепту. Как правило, мужчины бросали камни, поднятые с земли во время восхождения, а женщины втыкали ветви берез – священного дерева хакасов. Если человек впервые проходил через перевал, ему надлежало повязать на шесты, воткнутые в груды обо, священную ленту. Около обо запрещалось смеяться или петь песни. Если у путешественников было с собой вино, необходимо было троекратно обойти священную грумней по солнцу и окропить ее спиртным.

Проходя мимо степного или горного святилища, местные жители обязательно совершают дорожный обряд «кормления духов» – сек-сек. Для этого необходимо остановиться, достать напиток (воду, айран, молоко) и налить его в какую-либо емкость. Потом, сорвав зеленую травинку, разбрызгать ею часть жидкости на четыре стороны. При этом следует произносить слова благопожеланий местным духам. После молитвы остатки напитка выпивают. В настоящее время обряд сек-сек совершают все, кто оказался в дороге и хочет благополучного завершения пути. В рамках хакасских традиций сек-сек мог осуществлять только самый пожилой и уважаемый среди путников. Завершается обряд подвязыванием лент чалама к ветвям дерева или культовой коновязи – сарчину.

Горная гряда Сундук

В Хакасии с древности почитается горная гряда Сундуки, расположенная на севере республики, в Ширинском районе. Своим названием она обязана самой северной своей вершине, увенчанной кубообразной скалой, напоминающей гигантский сундук. Гряда состоит из пяти невысоких гор с плоскими вершинами и крутыми склонами. Самая северная из них называется Первый Сундук, самая южная – Пятый. С вершин Сундуков открывается живописная панорама бескрайних степных просторов с многочисленными древними курганами.

Более древнее хакасское название гряды – Хызыл-Хая (Красная скала) – связано с тем, что скалы образованы древними песчаниками красно-коричневого цвета. Возраст скал – более 300 миллионов лет, и образовались они первоначально на дне палеозойского моря, а затем в результате геологических процессов поднялись на значительную высоту. Эти величественные красноватые горы, возвышающиеся над заболоченной долиной Белого Июса, почитались еще древними людьми, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, развалины крепостных стен и святилищ, курганы, стелы и менгиры. Возраст древнейших свидетельств превышает 4 тыс. лет и относится к эпохе становления скотоводства и использования первых орудий из меди и бронзы.

С пологой стороны к вершине тянутся три параллельных лога разной длины. Входы в нижнюю часть логов перекрыты развалинами древних стен, сложенных из вертикальных и горизонтальных каменных плит без связующего раствора. Современная высота стен составляет в среднем около 0,5 м, ширина – 2,5 – 3,5 м, общая длина – более 1 км. В древности стены служили преградой для входа в лога и подъема на вершину.

О священности Сундуков для древних говорят рисунки, выбитые на плоских поверхностях красных скал. Наиболее многочисленны они у юго-восточного подножия Четвертого Сундука. Сверху «картинная галерея» защищена от дождя природным скальным козырьком. Рядом со святилищем расположена удобная для проведения различных обрядов площадка. Здесь представлена целая галерея образов позднескифского времени и хунно-сарматской эпохи. Изображения людей и животных на скальных «полотнах» создавались на протяжении не одной сотни лет.

По мнению новосибирского археолога В. Е. Ларичева, работавшего в долине реки Белый Июс, Первый Сундук и другие горы хребта Хызыл-Хая представляли собой еще и своего рода древнюю обсерваторию под открытым небом. Наблюдения за цикличными перемещениями Солнца и Луны по небосводу были очень важны для человека в те далекие времена, поскольку ритму светил подчинялась вся хозяйственная и ритуальная жизнь здешних племен. Вместо приборов для наблюдения за небом использовались простые камни, отверстия и проемы в скальных выходах, ориентированные на наиболее важные точки восходов и задов светил в дни равноденствий и солнцестояний – поворотных моментов древнего календаря.