Останцы Алханая

Алханай, отрог Могойтуйского хребта, расположен в междуречье Или и Дульдурги на юге Забайкальского края. Этот горный массив представляет собой древний юрский вулкан возрастом более 150 миллионов лет.

Буддизм проник в Забайкалье сравнительно недавно, в конце XVIII века, а до этого местные жители – буряты практиковали шаманизм. Черные шаманы общались с духами земного происхождения, а белые – с божествами неба. Впоследствии белое шаманство было ассимилировано буддизмом в его тибетско-монгольском варианте – ламаизме. Теперь обряды на обо совершают ламы. Верующие, положив на обо камень, вверяют себя покровительству хозяина местности – горного духа. В районе горы Алханай, особенно на ее южных отрогах, много священных мест, история которых уходит далеко в добуддийс-кий период. Почти все культовые места, как правило, привязаны к останцам, естественным пещерам, гротам, карстовым аркам и расщелинам.

Тибетское название Алханая – Лхуншим Гара (Великое Благо). Это единственное святое место буддизма на территории России, где проводится хурал Согшид и совершаются жертвоприношения тысячам небесных богов. В 1991 году Алханай посетил его святейшество Далай-лама XIV; на месте, где он впервые ступил ногой на алханайскую землю, воздвигнута памятная ступа (субурган).

Весь комплекс природных святынь Алханая составляет единый религиозный мир – Дэмчогэи-орон, или Мир Великого Блага. Центральное его место – скала Храм-Ворота и расположенные вокруг нее расщелина Щель Грешников, грот Чрево Матери, останцы Алмазная Царевна, Небесная Музыкантша, Небесная Фея Мудрости, Храм Светильник (или Вечная Лампада), Храм Хозяина Алханая Димчига.

В 40 м от ручья, протекающего перед Храмом-Воротами, расположена часовня в виде небольшого каменного домика. Эта постройка сложена из обломков местных пород и побелена снаружи известью. Внутри на полу стоят металлические чаши для жертвоприношений. Часовня предназначена для почитания духов Алханая.

Останец Небесная Фея Мудрости (Сэндэма) – один из основных сакральных объектов Алханая – расположен приблизительно в 400 м от Нара Хажад (Небесная Музыкантша). Он отличается от остальных останцов почти сглаженной вершиной. Высота скалы с северной стороны составляет 15 м, с южной 30 м. В скале много полостей и гротов. Останец назван в честь львиноликой Небесной Феи Мудрости, или Сэндэмы, защитницы верующих и учения Будды. Паломники, обходя вокруг нее, молят о победе добра над злом, о торжестве справедливости, мира и спокойствия, о прилежании детей в учебе.

Останец Храм Светильник, или Вечная Лампада (Зула Сумэ), находится приблизительно в 350 м от останца Сэндэмы, почти на одной линии с ним и Нара Хажад. Останец по форме напоминает светильник с ручкой. «Ручка» – смотровая площадка высотой до 2 м, на которую легко подняться, а остальная часть – «чаша светильника» – скала высотой до 30 м. Зула Сумэ раньше всех встречает утреннюю зарю и освещается солнцем до позднего вечера. Считается, что луч света на Зула Сумэ олицетворяет силу и энергию созерцания, распространение буддийского учения, пробивает путь во мгле.

На южном склоне горы Алханай высится останец Каменное Сердце (Зурхэн-Шулуун), формой действительно напоминающий человеческое сердце. В северо-западной части останца расположен грот, похожий на перевернутый сапог с узким «голенищем», высотой до 1 м и глубиной до 1,5 м. К гроту снаружи ведут естественные ступеньки из наслаивающихся потоков лавы. Неподалеку от скалы протекает ручей с удивительно чистой холодной водой, по поверьям, обладающей целебной силой. К останцу приходят паломники, чтобы помолиться, вобрать в себя энергию Алханая, а также избавиться от сердечных болезней. В глубине грота совершают жертвоприношения.

Алханай с древнейших времен, задолго до проникновения в Забайкалье буддизма, считался у коренных жителей местом обитания великих и грозных духов – хозяев гор, рек, величественных скал, ущелий, водопадов, целебных источниковек Он почитался как священное место, обладающее чудесным свойством исцеления людей от различных недугов и заряжающее их положительной энергией.

Алханай – не только уникальный природный объект, но и историко-религиозный центр, одно из пяти священных мест северного буддизма. Для сохранения этого уникального места в 1999 год был образован национальный парк с одноименным названием.

Каменная стела Маани-Шулуун расположена на левом берегу ручья, впадающего в реку Убжогое, примерно в 500 м от его устья. На ней высечен тибетский текст мантры «Ом мани падме хум.» («Слава сидящему на лотосе!» или «Да будет благословен рожденный на лотосе!»). В основании находится площадка для жертвоприношений. Стела расположена на старой дороге паломников, где сохранился пьедестал из камней высотой до 1,5 м. От стелы до основной тропы 65 м.

Останец Щель Грешников (Загуурди), или Промежуточный мир, – скальная гряда, расположенная несколько выше по склону от останца Храма-Ворот. В ее основании в результате естественного нагромождения обломков образовался узкий сквозной проход длиной 2,5 м. Считается, что если человек свободно пролез через эту природную щель, значит, на нем нет грехов и Алханай его принимает; если же он не может пролезть или боится, то Алханай его отвергает, поскольку он грешник.

Буддисты верят, что в зияющих скальных трещинах и щелях 49 дней витает душа умершего, прежде чем испытать перерождение.

Чрево Матери (Эхын Умай) – естественный грот длиной около 4 м и высотой в месте входа около 1,5 м, расположенный в 300 м выше по склону от Храма-Ворот. С глубокой древности это одно из самых посещаемых мест Алханая, связанное с культом матери-земли. Бездетная женщина должна проникнуть в пещеру и взять кусочек камня, таким образом она исцелится и обретет способность и меть детей. Обращаясь к матери-богине Дара Эхэ, хранительнице грота, женщины читают мантру: «Ум дари дудари дури суу-ха». Подтверждением многочисленных известий, что отчаявшиеся женщины, поклонившись Алханаю, становились матерями, служат копии свидетельств о рождении, развешанные у входа в грот. Окрестности грота и сам вход буквально задрапированы дарственными ленточками и кусочками ткани. Среди приношений нередки здесь детские вещи и игрушки.

Останец Алмазная Царевна (Доржо Пагма) расположен в 200 м к северу от Храма-Ворот. Диаметр этого крупного скального останца в основании составляет около 10 м, высота 12 м. У основания скалы есть небольшая естественная ниша, служащая для проведения различных буддийских обрядов. Доржо Пагма – супруга хозяина Алханая Димчига, его тантрическая половина. Ритуальное почитание останца Доржо Пагма считается обязательным для паломника. Здесь он находит моральное успокоение, избавляется от душевных терзаний и физических страданий, получает энергетический заряд. Немного выше находится останец Аюши – Храм Божества Долголетия, олицетворяющий бесконечность жизни на Земле.

Останец Каменный забор (Хорео Шулуун), он же Храм Божества Чойжил (Чойжил Сумэ) находится недалеко от въезда в долину Аршана и имеет подковообразную форму (длина «подковы» около 70 м). Легенда гласит, что некогда вокруг горы Алханай неистовствовали злые духи. Они насылали на людей засуху, наводнения, болезни и другие несчастья. Чойжил своей чудодейственной силой собрал этих духов в каменную крепость и уничтожил их, совершив суровый обряд сожжения; этим якобы и объясняется темная окраска скал. Согласно другой легенде, когда каменный полукруг замкнется, духи вновь обретут свободу. Паломники совершают обход (гороо) вокруг скалы, молясь за благополучие всего сущего на Земле.

Останец очень необычен, поскольку сложен валунно-галечными образованиями, состоящими из разноцветных валунов (до 2,5 м) и галек (до 10 см), которые цементируются желтовато-бурым песчаным материалом.

Останец Небесная Музыкантша (Нара Хажад) – внушительная скала овальной формы, расположенная в 500 м от Храма-Ворот на берегу ручья, впадающего в речку Убжогое. Высота останца в южной части составляет 50 м, в северной 10 м. В скале образовалась обширная расщелина, нижняя часть которой заканчивается горизонтальной площадкой, а верхняя – сквозным овальным отверстием. К отверстию ведут естественные каменные ступеньки, поднявшись по которым паломники возлагают дары на импровизированный алтарь. Считается, что через отверстие в космос уходит негативная энергия, а обратно возвращается мощный поток позитивной. В досоветское время большинство лам предпочитали для медитации из всех святынь Алханая именно этот останец. Вокруг него проложена каменная тропа для гороо.

Вершина горы Алханай высотой 1662,8 м – каменистая площадка, образованная естественным скоплением щебня и мелких скальных обломков. Здесь находится государственный триангуляционный знак: он отмечает точку, определяющую координаты местности и высоту над уровнем моря, необходимые для создания современных карт. Здесь же расположено обо овальной формы, где верующие совершают жертвоприношения. Каксамая высокая точка Алханайского массива, вершина издревле служила местом отправления традиционного культа бурят. Ее называют обителью божеств. По периметру плоской вершины проложена тропа, служащая для совершения малого гороо. В 1991 год Далай-лама XIV освятил гору Алханай.

Ручей Аршан

Ручей Аршан берет свое начало в южных отрогах Алханая и течет на юго-восток. Слово «аршан» – общеупотребительный термин в бурятском языке, обозначающий целебный источник. Вода Аршана холодная (1,9 – 5,4 С), ультрапресная, гидрокарбонатного кальциевого типа, содержит множество микроэлементов: железо, марганец, стронций, йод, селен, фтор, серебро. Количество йода в 10 – 50 раз превышает его содержание в водах большинства ручьев и рек Забайкалья. Сильное бактерицидное действие вод Аршана обусловлено высоким содержанием серебра.

В сознании верующих Аршан – символ чистоты и святости всего Алханая. Целебная вода этого ручья пользуется огромной славой не только у бурят, но и среди русского населения всего Забайкалья. Ежегодно в долину Аршана стекаются тысячи паломников и туристов. Долина условно подразделяется на две зоны. В первой, выше по течению Аршана, расположены места для омовения, оборудованные желобами из стволов молодых деревьев. Здесь же находится небольшой молитвенный домик – мунхан – и лежит священный камень, из-под которого бьет ключ, впадающий в Аршан. Вода ключа, как считают, исцеляет от глазных болезней. Вторая зона, ниже по течению, – это территория отдыха и временного проживания паломников.

Издавна буряты лечились водами священного Аршана, которые, проходя через золотые и серебряные руды, обретают чудодейственную силу. Святая вода требует от человека особого отношения. Она приносит здоровье, духовное наполнение, и поэтому во время приема ванн важно работать над своим внутренним состоянием, чтобы негативными мыслями не нанести вреда себе и миру. Вода Аршана повышает трудоспособность, дает возможность физического омоложения. При приеме ванн желательно не вытираться полотенцем, а дать телу обсохнуть естественным путем.

Димчиг Сумэ

Главным хозяином Алханая считается божество Димчиг (по-тибетски Дэмчог), или Великое Благо. Димчиг – важнейшее тантрическое божество буддизма, якобы обитающее на горе Кайлас. Димчиг – один из пяти главных будд, воплощение Самвары. Как правило, верующие начинают паломничество в Алханай с посещения этого природного храма. Они молятся и совершают жертвоприношения в виде зерен риса, монет, сигарет. Вокруг на ветвях деревьев можно увидеть привязанные лоскутки материи, которые вешают посетители храма. Совершая этот ритуал, люди обращаются к божеству с просьбами даровать им счастье, здоровье, богатство и благополучие.

Храм Хозяина Алханая Димчига (Димчиг Сумэ) – скальный останец с естественным гротом, расположенный на западном склоне долины реки Аршан на высоте 1200 м над уровнем моря. Грот представляет собой полусферическое углубление в скале диаметром около 7 м. В верхней части свода находятся вертикальные трещины, откуда стекают капли воды, считающейся целебной.

Гороо

Традиционный ритуал буддистов – обряд гороо представляет собой обход по часовой стрелке нечетное количество раз памятных святых мест с чтением молитв и мантр, молениями о благополучии семьи, родных и близких. На Апханае малый гороо – обязательный обход вокруг отдельных святынь, большой гороо – обход всех святынь, расположенных вокруг Алханая и самой вершины. Протяженность большого гороо составляет около 100 км. Во время обряда у священных мест делаются подношения эзэнам и сабдыкам-хозяевам местности. Для задабривания духов используют зерна риса, конфеты, кусочки пищи, молоко, монеты, сигареты. На ветви деревьев повязывают разноцветные ленточки.

Храм Бадмасамбавы

Останец Храм Бадмасамбавы расположен на левом берегу реки Шивия, впадающей в реку Иля в 8,5 км от ее устья. В юго-западной части останца образована Шивиинская пещера глубиной около 4 м и шириной 5 м. Высота входа составляет около 1 м, самой пещеры – 2 м. В северо-восточной части находится углубление, на отвесных стенках которого сохранились тибетские письмена, выполненные красной охрой.

Вокруг останца проходит тропа, служащая для проведения малого гороо. Посещение пещеры является обязательным и при совершении большого гороо. Ламы назвали пещеру в честь Бадмасамбавы – великого святого, давшего обет распространения буддийской веры на землях Ара-Халхи (Забайкалья).

Храм Бадмасамбавы известен еще со Средних веков. В добуддийский период здесь проводились шаманские обряды, о чем свидетельствуют полустертые надписи охрой на стенках. О господстве буддизма в наше время говорят начертанные здесь же мантры. До 1930 год ламы-отшельники занимались в пещере медитацией.

Скала Храм-Ворота 

Останец Храм-Ворота (Уудэн Сумэ) – массивная скала, в полости которой в результате выветривания образовалась сквозная арка. Ширина ее проема составляет 7 – 8 м, высота 5 – 6 м. Над аркой нависает карниз высотой от 5 до 10 м. Скала возвышается на левом берегу реки Убжогое.

По легенде, Уудэн Сумэ – это ворота, через которые люди входят в мир божества Димчигод Согласно национальному обычаю бурят, человек, прежде чем пройти в них, должен привести в порядок мысли, одежду и тело. Это одно из самых почитаемых и посещаемых мест на Алханае: ежегодно сюда приезжают поклониться и возложить дары многочисленные паломники и туристы. Культ Храма-Ворот сложился давно, еще в до-буддийские времена.

Под сводом арки в 1864 год верующие соорудили Священную буддийскую ступу-субурган. В 1930 год она была разрушена, а в 1956-м восстановлена. Ежегодно 29 июня здесь проводится большой молебен – хурал в честь Димчига, хозяина Алханая. Считается, что в этот день он незримо присутствует среди людей. Паломники поднимаются к Храму-Воротам по каменным тропам, которые с двух сторон обложены довольно высокими бордюрами из камней. Каждый поднятый и уложенный на вершину бордюра при подъеме и спуске камень олицетворяет молитву, прочитанную паломником. Особенно много камней было положено в грозные годы Гражданской и Великой Отечественной войн. На гладких каменных стенах, приглядевшись, можно увидеть древние наскальные письмена.