Горная Ока

Окинский район, или, как его часто называют местные жители, Горная Ока, – наиболее отдаленный и высокогорный район Бурятии. Он лежит практически в центре Восточного Саяна, на высоте около 2000 м над уровнем моря. Выдающийся исследователь С. В. Обручев образно называл этот край «Тибетом в миниатюре». На сотни километров среди остроконечных пиков Горной Оки раскинулись безжизненные горные тундры, узкие лесистые ущелья и многочисленные озера с чистейшей водой. На юге Горная Ока граничит с Монголией, на западе – с Тывой, на севере – с Иркутской областью. На территории Горной Оки берут свое начало реки Ока, Иркут, Китой, Белая, Урик – крупные левые притоки Ангары. К природным достопримечательностям района относятся Долина вулканов, лавовое поле долины реки Жомболок, термальные источники, многочисленные горные вершины, скалы и валуны, многие из которых имеют культовое значение для местного населения.

Самые ранние свидетельства пребывания человека в Восточном Саяне относятся к эпохе верхнего палеолита (25 – 15 тысяч лет назад). Археологические памятники этого периода найдены на стоянке Булаг-Шэбэй в окрестностях села Хужир. Кроме того, в Горной Оке существуют стоянки эпохи неолита (Шаснур, Орлик, Жомболок), гуннские могильники (Саяны, Шарза, Шаснур, Шара-Тала, Булаг).

Горная Ока – место проживания разных народовек Один из главных бурятских народов – хонгодоры. Они населяют Окинский, Тункинский, Закамен-ский районы Бурятии и Аларскийского района Иркутской области, а также Булганский, Хубсугульский и Завханский аймаки Монголии. Естественные преграды – Саянские гольцы и озеро Байкал – способствовали сохранению самобытной культуры и быта хонгодоров. Горная Ока – родина одной из самых малочисленных народностей мира – сойотовек Их насчитывается всего лишь около 3 тысяч человек. Основная их часть проживает в Окинском районе, в селе Сорок. Сойоты, как и родственные им энцы, ненцы, нганасаны, селькупы, принадлежат к самодийским народам, происходившим из Восточного Саяна. Они не раз испытывали влияние других народов: в середине I тысячелетия до н. э. – тюрков, в XVII – XVIII веках – бурят. Первые письменные источники о сойотских племенах – русские приказные книги относятся к XVII веку.

К природным «свидетельствам» подвигов Гэсэра на Горной Оке относятся не только Долина вулканов и лавовый поток Жомболок. У села Шаснур, на берегу реки Сенцы, лежит огромный камень – Тэгнээ-шулуун (Вьючный камень). По легенде, Гэсэр, главный герой бурятского эпоса, приторочил его к луке седла в качестве противовеса своему трофею – голове мифического чудовища мангасхая. На камне видна борозда – якобы от тороки (вьючного ремня).

На вершине священной горы Хан-Уула (бурят, «царь-гора») высотой 2070 м, расположенной на берегу Оки, западнее села Саяны, лежит гладкий 20-метровый камень, который называют окаменевшим мечом Гэсэра. На подъезде к поселку Хужир, на вершине лесистой сопки видна одинокая скала Тураг-Шулуун (Великан-камень), или Седло Гэсэра. По преданию, с этого места Гэсэр наблюдал за вражеским войском и здесь осталось лежать его седло. В горной цепи между местностью Булаг-шэбээ и селом Хужир, под священной вершиной Улаан-Шулуун Хайрхан (известной также, как Красный камень), хорошо видно красное пятно –«окаменевшее пятно крови Гэсэра», якобы пролитой им во время схватки с Гал-Дулен-ханом.

На правом берегу Сенцы, напротив села Шаснур, лежит озеро Хухэ-нуур (Синее озеро). По легенде, противник, пораженный стрелой Гэсэра, упал в это озеро и превратился в гигантского тайменя. В местности Шара-Тала, недалеко от села Балакты, возвышается скала Яма-анай-байса (Козья скала). Рядом с ней лежит валун Гэсэрэй-шулуун (Камень Гэсэра), свидетельствующий о поединке героя с мангасхаем. На юго-востоке Горной Оки, у священной горы Мунку-Сардык, близ слияния рек Белый Иркут и Черный Иркут, высится известняковый голец с огромной сквозной аркой – Нуху-Дабан (Дыра-перевал). Как гласит предание, Гэсэр, прокладывая путь своему воинству, пробил стрелой отверстие в каменной толще. По другой легенде, Гэсэр сделал это в погоне за волшебной серебристой лисицей. В прошлом через перевал проходила старинная вьючная тропа. Арка служила культовым местом, неподалеку сохранились древние рисунки и надписи.

В настоящее время в районе Горной Оки, одном из самых малонаселенных Бурятии, проживают в основном буряты-хонгодоры и сойоты. Традиционным занятием местного населения является кочевое скотоводство: разведение лошадей, коров, яков и хайнаков (местная помесь яка и коровы). В прошлом сойоты разводили также северных оленей.

Единый тотем – Птица-Лебедь – объединяет хонгодоров с другими бурятскими племенами: хоринцами и шошоолоками. На территории Горной Оки, в окрестностях села Саяны расположено место поклонения хонгодоров – деревянное изваяние в виде Птицы-Лебеди и родовые столбы (коновязи). Рядом с изваянием на двух столбах вертикально закреплена каменная плита. По верованиям хонгодоров, каждый, кто прикасается к ней, вступает в связь с космосом и получает его положительную энергию.

Древний тотемный знак сойотов – взлетающий беркут – олицетворяет возрождение и устремленность в будущее. Деревянная скульптура беркута установлена на центральной площади села Сорок. Традиционные верования сойотов представляют собой сложный комплекс разнообразных магических представлений, суеверий и запретов, многие из которых связаны с культом гор и почитанием земли. В картине мира сойотов, как и многих других народов Южной Сибири, гора символизирует центр мироздания и является посредником между небом и землей. На склоне гор или у подножия проводится обряд поклонения духам гор – оботахилган. Во время ритуала разводят костер и огню «преподносят» веточки можжевельника (арса). У подножия каждой священной горы растет мургэл – отдельно стоящее или чем-то примечательное дерево, и проходящий мимо путник должен что-нибудь оставить около него в качестве пожертвования.

Одна из самых почитаемых сойотами гор – Ринчин-Хумбэ (2831 м). Сойоты считают, что это обитель хозяина долины реки Сорок.

На вершине горы расположено одноименное озеро, с которым связана древняя легенда. В давние времена один смелый охотник-сойот в погоне за оленем попал в неизведанные края и на обратном пути заблудился. Долго бродил он по темному лесу, перешел несколько гор и быстрых рек. Устал, выбился из сил. И вдруг на вершине одной горы увидел озеро, вокруг которого росли цветы невиданной красоты, пели птицы. Охотник был очень голоден, его мучила жажда. Он пополз к кристально чистому озеру и, когда напился воды, заметил, что на дне растут чудные ягодки. Ягодки как бы манили человека, становясь то большими, то маленькими. Голодный охотник наелся этих вкусных ягод. Старые люди говорят, что это были ягоды вечной молодости, но не каждому дано их увидеть. Еще говорят, что тот охотник стал бессмертным и до сих пор охотится в тех местах.

Среди местного населения существует негласный запрет на посещение вершины Ринчин-Хумбэ. Известны случаи исчезновения людей, осмелившихся подняться на священную гору. Чтобы не беспокоить здешнего духа, местные жители избрали в качестве святилища соседнюю небольшую гору Тайлаган. На ней был размещен целый комплекс ритуальных сооружений.

Жители Горной Оки с гордостью называют свои родные места краем Гэсэра, его «тоонто нютаг» – малой родиной. Гэсэр – своеобразный символ общности центральноазиатских культур. Образ Гэсэра – сына небесного божества, утверждающего на земле добро и справедливость в единстве с природой и космосом, – сохранялся неизменным в течение многих столетий.

Героический эпос «Гэсэр» считают своим не только буряты, но и многие другие народы: тибетцы, северо-тибетские уйгуры, монголы,тувинцы, алтайцы, калмыки. В настоящее время существуют три версии «Гэсэра»: бурятская,тибетская и монгольская. Именно в бурятском варианте благодаря чрезвычайно архаичной устной традиции сохранились наиболее древние черты этого центрально-азиатского мифа.

Многие природные достопримечательности Восточного Саяна, и в первую очередь Горной Оки, связаны с подвигами Гэсэра и его богатырей. Именно на этих землях, по преданию, он сражался со своим главным противником – олицетворением зла Гал-Дулен-ханом или Гал-Нурман-ханом («огненный Дулен» или «огненный Нурман»). Это огромное чудовище с огненным глазом на макушке погибло в битве с Гэсэром от огромного волшебного алмаза, который метнул в него с небес бог Заса-Мэргэн. В бурятских преданиях вулканы предстают остатками дворцов Гал-Нурмана. Кульминация эпоса «Гэсэр» разворачивается на территории современной Долины вулканов.

Возраст последних вулканических извержений в долине составляет от 2 до 5 тысяч лет. Древний человек был свидетелем этого природного катаклизма, вызвавшего оглушительный грохот, падение вулканических бомб, перемещение мощных потоков огненной лавы, опустошительные лесные пожары и выпадение густого вулканического пепла. Все это, возможно, и дало повод связать извержение с подвигами Гэсэра и его битвой с демоном.

Стрела Гэсэра находится на северо-западной окраине села Саяны, у подножия горы Хан-Уула. Это загадочная каменная выкладка в виде широкой стрелы длиной около 20 м. Своим острием стрела упирается в подножие горы. По одной из легенд, это окаменевшая стрела Гэсэра, по другой – метка, указывающая на спрятанные Гэсэром под горой сокровища. Такие каменные рисунки крупных размеров, выложенные на земле, называют геоглифами.

Лавовое поле реки Жомболок

Долина вулканов, достопримечательность Окинского плоскогорья, расположена в предгорье хребта Большой Саян, в долине реки Хикушки. Вулканическая деятельность проявилась в виде излияния долинных лавовых потоков, образования вулканических конусов и нагорных лавовых плато.

Вулкан Кропоткина (2080 м) расположен в пади Хи-Гол (залитая лавой долина реки Хи-Гол). Высота его конуса 110 м, диаметр основания 530 – 550 м, кратера – 210 – 220 м, глубина кратерной воронки – около 50 м, диаметр днища – 26 м. Конус сложен буровато-красными и черными сыпучими шлаками, пемзовидными туфами и вулканическими бомбами различной формы до 50 – 70 см в поперечнике.

Вулкан Перетолчина (2030 м) находится у правого борта долины. Базальтовый шлаковый конус диаметром около 550 м вытянут в северном направлении. На дне кратерной воронки расположено небольшое озерцо размером 30x35 м. В отличие от голого вулкана Кропоткина, большая часть склонов вулкана Перетолчина задернована, местами на них растут лиственницы.

Вулкан Старый расположен рядом с вулканом Кропоткина у границы базальтового потока, и его шлаки перекрывают основание долины. Внутри овального (390 – 480 м) конуса расположены три небольших кратера с шлаковыми кольцевыми валами. Высота внешнего кольцевого вала колеблется от 5 – 10 до 50 – 60 м.

Интерес представляет долина реки Жомболок, по которой растекалась вулканическая лава. Вся долина длиной более 70 км и шириной 0,5 – 2 км покрыта оливин-базальтовым слоем. Мощность лавы местами составляет 100 – 150 м, а ее поверхность загромождена темно-коричневыми глыбами пористого базальта.