Геоглиф на склоне горы Зюраткуль

В историю археологической науки вписана новая яркая страница. В сентябре на склонах горы Зюраткуль в Челябинской области обнаружили гигантский рисунок, изображающий лося. Геогпиф практически сразу побил все рекорды. Он – единственный не только в нашей стране, но и на территории всего Евразийского континента. Он – самый большой и самый древний в мире! Даже знаменитые рисунки плато Наска в Перу и не менее знаменитая Уффингтонская лошадь в Англии гораздо моложе находки в Зюраткульском национальном заповеднике.

Обнаружил древность пермский краевед, спелеолог и археолог Александр Шестаков. К открытию исследователь шел много лет. Участвовал более чем в 50 спелеологических экспедициях в регионах Кавказа, Урала, Сибири, Тянь-Шаня, Крыма, занимался изучением и детальным картографированием пещер Челябинской области. В 2003 году заинтересовался древними технологиями производства тесаного камня, вновь открыл и изучил в уральской тайге более 20 каменных карьеров. В 2005-м Шестаков переключил свои интересы на древнейшие памятники культуры Урала, стал искать сейды и мегалиты. Его настойчивость была с лихвой вознаграждена – ученый нашел двенадцать сейдов и два дольмена. Но настоящая слава пришла к Шестакову недавно, когда он стал главным героем теленовостей и газетных публикаций в связи с открытием Зюраткульско-го геоглифа.

Еще в 1989 году во время туристического похода по горам Зюраткульского национального парка внимательный ученый заметил, что в некоторых местах трава растет очень неравномерно. С тех пор аномалия не давала ему покоя. И вот, занимаясь благоустройством экологической тропы на Зюраткуле, Александр получил возможность как следует изучить местность. Его подозрения, что он столкнулся с чем-то необычным, только укрепились, когда на глаза попались снимки, сделанные из космоса. Александр обнаружил на них силуэт, похожий на лося.

Своим открытием Шестаков поделился с местными археологами. Специалисты во главе со старшим научным сотрудником Института истории и археологии Уральского отделения РАН Станиславом Григорьевым провели археологическую разведку на юго-восточном склоне хребта Зюраткуль. Интуиция не подвела Шестакова: ученые обнаружили огромный геоглиф, напоминающий фигуру животного, похожего на лося. Рисунок поразил воображение видавших виды специалистов: до 218 метров в длину, 270 – по диагонали!

В мире нет ничего подобного! Уж только этого хватило бы, чтобы поразить научную общественность в самое сердце. Но «зверь» преподносил сюрприз за сюрпризом.

Ученые долго ломали голову над тем, кто изображен на рисунке – лось или олень. И все-таки пришли к выводу, что это сохатый. Почему? На Урале именно это животное всегда считалось царем зверей.

Но вот вопрос: зачем древним людям, буквально боровшимся за выживание, понадобилось строить в непростых сибирских условиях фигуру зверя на земле? Ведь наверняка у них была масса других неотложных дел – охота на диких животных, утепление жилищ, воспитание потомства и т. д. и т. п. В общем, не до жиру, быть бы живу. Так нет – хватало времени сил еще и на художества.

Увы, однозначного ответа на вопрос, с какими целями сооружались геоглифы, пока нет ни у кого. Только предположения. Причем не только у наших ученых, но и у зарубежных. Там, за бугром, они точно так же ломают голову над тем, зачем, спрашивается, на плато в пустыне Наска предки нынешних перуанцев не покладая рук рисовали обезьян, пауков, цветы, прямые линии, треугольники, спирали? Что это – послание в космос разумным существам? Ведь все геоглифы можно рассмотреть только с очень большого расстояния, значит, древние явно рассчитывали на то, что их послания прочитают пришельцы. Если же пращурам не было никакого дела до «зеленых человечков», то кому они демонстрировали свои незаурядные художественные способности? Самая распространенная версия гласит, что геоглифы – это древние ритуальные, религиозные сооружения. Стало быть, подобные послания были рассчитаны на то, что их прочитают какие-то верховные божества.

Не исключено, что одно племя таким вот странным образом пыталось отстоять свое место под солнцем и демонстрировало окрестным племенам свою мощь и могущество. Это сегодня плато перед хребтом Зюраткуль заросло травой по пояс, а когда-то с горы изображение просматривалось как на ладони.

Существует и еще одна, самая невероятная версия, какую только можно представить. По мнению одного западного исследователя, строительство таких грандиозных сооружений было направлено на то, чтобы сократить... рождаемость. За день, дескать, натаскаешься каменюк, так к ночи уже и ничего не хочется. Ведь каждый новый ребенок в племени – это еще один рот, а ты попробуй прокорми и вырасти ребенка в тех суровых условиях. Впрочем, версия не выдерживает никакой критики: все-таки, наверное, древние с большим желанием поохотились бы на хищника, нежели бы таскали тяжелые камни до потери сил.

В общем, как ни крути, но лишь в одном можно быть полностью уверенным: уральский лось и другие геоглифы еще подкинут не одну загадку ученым.

Древние люди создавали геоглифы двумя способами. Первый – снимался верхний слой почвы по периметру узора. Второй – насыпались камни там, где должна пройти линия рисунка. Уральский шедевр создавался последним способом. Кварцитовые камни диаметром 20 – 30 см укладывали в вырытую траншею методом сухой кладки, без скрепляющего материала, а кто-то, стоя на вершине хребта, направлял усилия художников в нужное русло. За много тысяч лет памятник засыпало землей, поэтому-то и заметить его было не просто. К тому на отдельных участках густо растет трава и кустарник, а на некоторых и вовсе лес. Век за веком рисунок постепенно стирался из-за грунтовых вод и сильных сибирских морозов. Вообще, удивительно, как он дошел до наших дней, ведь он весьма преклонного возраста – по мнению ученых, он был создан еще в эпоху неолита – раннего железного века (VIтысячелетие до н.э. Iтысячелетие н.э.). Так ли иначе, наши предки оставили нам невероятно роскошный подарок – самый древний на планете геоглиф.