Джеймс Кук

Джеймс Кук родился в деревушке Мартонин-Кливленд, в графстве Йоркшир (Англия) 28 октября 1728 года. Его родители, батрак-шотландец и местная уроженка, не могли оплатить обучение сына, который, однако, смог учиться до 12 лет благодаря щедрости хозяина его отца. В 17 лет Джеймс покинул родной дом и отправился в небольшой портовый городок Стейтс, где поступил на работу в бакалейную лавку. А уже через год Кук перебрался в Уитби. Там он нанялся в ученики к судовладельцам Джону и Генри Уокерам, которые занимались перевозкой угля. Первые годы своей морской службы Джеймс ходил на 450-тонном угольщике «Фрилав» (Freelove), совершавшем рейсы между Лондоном и Ньюкаслом. Затем молодой моряк перешел на другое судно, побывал в Ирландии и Норвегии. О его жизни в этот период известно очень мало, но Уокеры и некоторые другие знавшие Кука люди отмечали, что все свободное время он уделял чтению. Всех удивляла способность Джеймса к многочасовым самостоятельным занятиям штурманским делом, математикой и астрономией. После окончания срока ученичества Кук перешел на судно других владельцев, но вскоре братья Уокеры вновь позвали его к себе – на этот раз на должность помощника капитана судна «Френдшип» (Friendship). В 1755 году Джеймсу предложили принять командование судном, но он отказался и добровольцем поступил на службу в Королевский флот, при этом даже не получив офицерского звания.

Кук записался во флот и вскоре получил назначение на линейный корабль «Игл» (Eagle), стоявший в Портсмуте. Способности и знания бывшего торгового моряка вскоре получили высокую оценку: по-прежнему не имея офицерского звания, он стал помощником штурмана. Именш) на «Игле» Джеймс стал быстро продвигаться по службе, а также приобрел боевой опыт. По-настоящему талант Кука как исследователя и картографа раскрылся в 1759 году во время боевые действий в Канаде. Тогда благодаря его работе по составлению карт и промерам на реке Святого Лаврентия английский флот в составе примерно 200 кораблей и транспортов без потерь прошел по реке, на которой французы сняли все навигационные знаки. Английский командующий генерал Джеймс Вольф счел необходимым вызвать «для консультаций» моряка, который по-прежнему не имел офицерского звания. В дальнейшем Адмиралтейство решило исправить этот «недостаток», поскольку стало очевидно, что отправлять экспедицию в дальние моря под командованием унтер-офицера нельзя, а найти более подходящую кандидатуру попросту невозможно. И ни разу никто из лордов Адмиралтейства не пожалел о принятом решении. Составленные Куком карты оказались очень точны и использовались моряками вплоть до XX столетия. А его настойчивость в достижении поставленной цели, сочетавшаяся с огромным опытом мореплавателя, принесла сыну батрака мировую известность.