Золотой павильон

Пруд, на берегу которого стоит Золотой павильон, играет очень важную роль в восприятии. В северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи находится жемчужина японской традиционной архитектуры. Павильон Кинкакудзи, который часто называют Золотым, был построен в 1397 году по указанию отошедшего от дел сегуна Асикага Есимицу. Под крышей этого сооружения он намеревался предаваться философским размышлениям на склоне лет. Все три яруса этого небольшого сооружения выполнены в нескольких различных стилях. Первый (Хосуйин) выполнен стиле синдэн-дзукури, и поэтому немного напоминает первый этаж дома аристократа или даже дворца. Второй ярус (Теонкаку) демонстрирует «самурайский» стиль букэ-дзукури. В стиле третьего яруса (Кукете) чувствуются виляния канонов дзэнской архитектуры. Не случайно именно в небольшом помещении последнего этажа Есимицу проводил много времени за философскими размышлениями.

Даже на человека, далекого от восприятий тонкостей архитектурных изысков, Золотой павильон производит сильное впечатление своей легкостью и соразмерностью всех частей. Три яруса постройки не превращают ее ни в трехъярусную башню, ни в трехступенчатую пирамиду. Темный цвет гармонирует с позолотой фасадов. Вертикальные линии ярусов гармонируют со слегка изогнутыми линиями четырехскатных крыш, которые, в свою очередь, перекликаются своей формой с ветвями вековечных сосен на берегу пруда. Маленькие островки этого водоема с растущими на них деревьями также вносят свою ноту в общую гармоничную мелодию всей постройки.

После кончины Асикага Есимицу в 1408 году Золотой павильон, согласно последней воле сегуна, был превращен в буддийский храм. Во время гражданских смут и военных конфликтов XV в. павильон несколько раз горел и вновь отстраивался. Любопытно, что в окрестностях Киото у Золотого павильона существует как бы брат-близнец. Речь идет о Гинкакудзи – «Серебряном павильоне», сооруженном в 1483 году во время правления сегуна Есимаса Асикага (1434 – 1490 годы). Наряду с Золотым павильоном он также считается одним из национальных достояний Японии.

Фигурка золотой птицы на вершине павильона изображает Китайского феникса. Эта мифическая птица, похожая на Петуха из восточного гороскопа, правит всеми пернатыми существами мира. У нее голова ласточки, шея змеи и тело черепахи.

Золотой павильон - одна из главных достопримечательностей Киото. В 1950 году он сгорел дотла и был затем полностью восстановлен. Национальную гордость японцев поджег повредившийся разумом буддистский послушник. Это трагическое событие легло в основу романа Юкио Мисима «Золотой храм». Любопытно, что, желая прославиться, он покончил жизнь самоубийством.

Пруд, на берегу которого стоит Золотой павильон, играет очень важную роль в восприятии всей по стройки. Это не просто водоем, который дополняет своими водами окружающий ландшафт. Павильон построен таким образом, что с определенной точки зритель может видеть его полное отражение на глади вод озера. Не случайно сам водоем называется Киокоти – «Зеркальное озеро». С его помощью Кинкакудзи обретает в погожие дни своего двойника.