Ост-Индская компания

Как только мореплаватели попадали в Южное полушарие, они встречали еще большие трудности, мешавшие им достичь пункта назначения. Ведь к югу от экватора уже начиналась зима. Впрочем, в связи с быстрым развитием Ост-Индской компании и расширением ее экономических интересов пришлось отказаться от распространенных ранее сезонных вариантов начала плавания. Теперь корабли и суда – как одиночные, так и в составе целых флотилий – отправлялись в плавание независимо от времени года.

Первые мореплаватели, направлявшиеся на Восток, шли по Атлантике, стараясь держаться ближе к африканскому побережью. В XVI веке португальцы установили, что после пересечения экватора гораздо целесообразнее направляться к берегам Бразилии. Так можно было легче преодолеть океанские течения и избежать юго-восточных пассатов, которые дули навстречу кораблям, направлявшимся прямо к мысу Доброй Надежды у нынешнего Кейптауна. Но именно голландцы оказались первыми, кто утвердил в качестве основного путь вдоль «бразильского края» южной Атлантики: этот маршрут рекомендовался всем кораблям и судам Голландской Ост-Индской компании.

Имелась и еще одна причина, по которой стоило держаться ближе к берегам Бразилии. Если путешествие затягивалось из-за неблагоприятной погоды - все равно встречного ветра или экваториальных штилей – и появлялась опасность возникновения цинги, мореплаватели могли зайти в одно из колониальных поселений и пополнить запасы овощей и фруктов – единственного известного в то время средства против этой болезни, вызываемой продолжительной нехваткой в рационе витамина С.

В связи с этим в XVII столетии большую, поистине стратегическую важность приобрели колониальные поселения вблизи мыса Сан-Роке. Среди них особенно известно Пернамбуко – в настоящее время крупный бразильский город Ресифе (столица штата Пернамбуко), ставший предметом ожесточенных конфликтов между португальцами и голландцами.