Байкальская паромная переправа

Байкальская паромная переправа

В 1900 – 1904 годах, пока шло строительство Кругобайкальской железной дороги, на Байкале Шпециально для этой переправы в Англии были заказаны два корабля – «Байкал» и «Ангара». Их построили в Ньюкасле на верфях фирмы «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко». Корабли в разобранном виде доставили на берег Байкала в село Лиственичное, где они были собраны и спущены на воду.

17 июня 1899 года «Байкал» сделал свой первый рейс. Это был паром-ледокол (на тот момент второй по величине в мире), способный преодолевать лед толщиной до 70 сантиметров. Он мог взять на борт 25 двухосных вагонов с грузом и паровоз. Все это располагалось внутри парома на трех железнодорожных путях. Через два года на помощь «Байкалу» пришел ледокол «Ангара». Он был более мощным и мог работать в полутораметровых льдах. «Ангара» была способна перевозить 150 пассажиров и 250 тонн грузов. В день каждый из кораблей выполнял по два рейса. Но в особо холодные зимы, когда лед достигал двухметровой толщины, оба ледокола оказывались бесполезными. Тогда прямо на лед озера укладывались рельсы, и вагоны с одного берега на другой перегонялись поодиночке с помощью лошадей.

Байкальская паромная переправа просуществовала до 1905 года, когда была открыта Кругобайкальская железнодорожная магистраль. Корабли оказались не у дел и были законсервированы. Вновь о них вспомнили во время гражданской войны. Паром-ледокол «Байкал» был национализирован красными. На нем установили артиллерию и использовали для борьбы с белогвардейскими войсками. Перейдя в наступление, в августе 1918 года белые расстреляли корабль зажигательными снарядами. Ледокол сгорел в считанные часы и затонул у пристани Мысовая. Долгие годы останки 100-метрового гиганта возвышались над водой. Через два десятка лет понадобились и они. Во время Великой Отечественной войны, в дни Сталинградской битвы, когда нашей стране не хватало металла, верхние конструкции парома срезали и отправили на переплавку. Остов и донная часть «Байкала» до сих пор лежат на дне озера.

«Ангара» тоже участвовала в событиях гражданской войны. С 1920 по 1922 год ледокол ходил под красным флагом и сражался с колчаковскими отрядами. Во время боевых действий «Ангара» получила сильные повреждения и чуть не затонула. В 1932 году она прошла капитальный ремонт и затем использовалась для транспортировки барж с рыбой. Состояние судна год от года становилось все более плачевным. «Ангаре» требовался новый ремонт, но на него не было денег. После долгого простоя, в 1962 году ледокол был выведен из состава флота. Пустить на металлолом не получилось – при переводе к месту утилизации корабль сел на мель. Так он простоял до 1987 года, когда нашлись деньги на его реставрацию и превращение в музей. Сейчас этот «экспонат» стоит на Иркутском водохранилище.