Алтайцы

Алтайцы

Алтайский варган. Этот древнейший музыкальный инструмент встречается почти у всех народов мира. Он имеет множество форм и имен. На Алтае его называют комусом. Пережив время забвения, он был возрожден местными мастерами. Алтайский комус отличается легкостью игры, мягким и нежным голосом. На нем могут играть и взрослые и дети. По алтайским преданиям, в старину женщины с помощью комуса успокаивали скот, убаюкивали детей, с помощью него признавались в любви. Издавна этот инструмент применяли во время духовных практик, для связи с тонкими мирами и для изменения восприятия.

Одежда северных и южных алтайцев несколько отличалась. На юге мужчины и женщины носили длинные рубахи с широкими рукавами и широкие штаны. Для них использовали покупную ткань или кожу. Поверх надевалась свободная овчиная шуба до земли. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. На ноги обували высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили шапку из цветной ткани, подбитую мехом. Одежда северных алтайцев отличалась покроем и материалом. Длинные холщевые рубахи и штаны украшались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Мужчины ходили на охоту в войлочной куртке и меховых штанах.

Что касается традиционной пищи алтайцев, то в основном она была молочной. Также употребляли ячменное толокно с крупой или с кореньями съедобных растений. Из молока делали сыры (кислый и пресный) и напиток айран. Из кобыльего молока готовили кумыс. Мясо употребляли редко, обычно только зимой. Из него готовили супы, каши и некоторые традиционные блюда.

До появления на Алтае русских у местного населения были сильны древние верования и культы. Среди алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Улгень и злой хозяин подземелья Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых съедалось участниками церемоний, а шкуры растягивались на шестах и оставлялись на месте жертвоприношений. Жители Алтая большое значение придавали общественным моленьям - они молились небу, горам, воде и священному дереву – березе. На Алтае часто прибегали к помощи шаманов, без них не обходился ни один обряд, ни одна важная церемония.

В начале XX века у алтайцев сложился культ верований, соединивший в себе православие, буддизм и их собственный шаманизм. Этот культ получил название бурханизма.

В последнее время на Алтае возрождаются старые обычаи. Особое место среди них занимают национальные праздники.