Шаманы Алтая

Шаманы Алтая

В потустороннем мире, куда по поверьям попадал шаман во время обрядов, бубен выполнял универсальную роль. Он мог стать ездовым животным, обычно тем, из чьей кожи был сделан бубен. Если шаман встречал врага, то бубен превращался в лук, а его колотушка в стрелу. Переправляясь через реку, шаман садился в бубен как в лодку, а колотушкой орудовал как веслом.

Во все времена в алтайском народе была сильна вера в то, что все вокруг (горы, леса, реки, люди, животные, гром или дождь) находится во власти духов и божеств. Считалось, что за всеми природными проявлениями стоят некие существа нечеловеческого происхождения, которые являются частью каждого предмета или явления.

В далекие времена жители Алтая считали, что вместе с человеком рос и взрослел его двойник, неразрывно связанный с ним до самой смерти. По ночам двойник уходил из тела и бродил по разным местам, а при пробуждении возвращался обратно. Если двойник не приходил обратно в тело, то человек заболевал. Тогда люди призывали шамана, который находил потерянную «душу» и с помощью бубна возвращал ее опять в тело, вбивая в правое ухо больного. После смерти двойник покидал тело и возвращался обратно на небо.

По представлению алтайцев, вся жизнь человека – это череда событий, которые преподносят ему злые или добрые духи. Чтобы умилостивить и тех и других, люди обращались к шаманам. Каждый шаман прибегал к помощи определенных духов, которых он призывал в начале ритуала (камлания). Духи разделялись на два вида. Одними из них были ушедшие в мир иной предки шамана, которые при жизни тоже были шаманами (обязанность быть шаманом передавалась по наследству). Ко второй категории принадлежали так сильна вера в то, что все вокруг (горы, леса, реки, люди, животные, гром или дождь) находится во власти духов и божеств. Считалось, что за всеми природными проявлениями стоят некие существа нечеловеческого происхождения, которые являются частью каждого предмета или явления.

В далекие времена жители Алтая считали, что вместе с человеком рос и взрослел его двойник, неразрывно связанный с ним до самой смерти. По ночам двойник уходил из тела и бродил по разным местам, а при пробуждении возвращался обратно. Если двойник не приходил обратно в тело, то человек заболевал. Тогда люди призывали шамана, который находил потерянную «душу» и с помощью бубна возвращал ее опять в тело, вбивая в правое ухо больного. После смерти двойник покидал тело и возвращался обратно на небо.

По представлению алтайцев, вся жизнь человека – это череда событий, которые преподносят ему злые или добрые духи. Чтобы умилостивить и тех и других, люди обращались к шаманам. Каждый шаман прибегал к помощи определенных духов, которых он призывал в начале ритуала (камлания). Духи разделялись на два вида. Одними из них были ушедшие в мир иной предки шамана, которые при жизни тоже были шаманами (обязанность быть шаманом передавалась по наследству). Ко второй категории принадлежали так называемые служебные духи. Шаман мог их выбирать, исходя из тех задач, которые он должен был решить при камлании. Эти духи составляли основную силу шамана. Их называли «духами бубна» и этим же инструментом они вызывались. Если шамана просили о выздоровлении, то духи помогали шаману выяснить причину болезни и подсказывали, как от нее избавиться.

У каждого шамана был свой собственный бубен, без которого было невозможным проведение любого ритуала. Чтобы изготовить себе бубен, шаман должен был получить разрешение богов. Одной из важнейших частей бубна была жула – шкура животного, которой он был обтянут. Обычно это была шкура марала, лося или коня (обязательно самца). Она была покрыта рисунками, на которых отображалась схема Вселенной с ее обитателями в различных мирах. Форма и вид бубна передавались по наследству.

Необычным было и само ритуальное облачение шамана. В нем присутствовало множество подвесок: небольшие кусочки ткани и звериные шкурки, отдельные части птиц и мелких зверей, небольшие куклы, представляющие людей, змей и чудовищ. Все это прикреплялось к куртке шамана, да так, что самой куртки не было видно из-под обилия этих вещей. Костюм шамана могли делать только женщины, а бубен изготавливался исключительно мужчинами.