Национальный парк Куршская коса

Национальный парк Куршская коса

Земля из песка неизменно вызывающая чувство восхищения и изумления, неповторимый уголок планеты – Национальный парк Куршская коса. 98 километровая полоска суши, которая находится в географическом центре Европы, разделяет своей песчаной полосой Балтийское море и пресноводный Куршский залив. Образованная несколько тысячелетий тому назад морем и ветром она и сегодня подвержена его влиянию.

Коса это единственное место в Европе, где можно одновременно увидеть луга, песчаные пустыни, сырые покрытые мхом ольшаники и сухой сосновый бор, песчаные горы и ровные поля, подвижные дюны и низинные болта. Куршская коса это десятки километров песчаных пляжей привлекающих к себе летом тысячи туристов.

Дома отдыха, небольшие отели и многочисленные частные гостевые дома ждут путешественников. Особый климат косы мягкая зима, умеренное жаркое лето и теплая весна делает ее привлекательной для отдыха почти круглый год. На контрольно-пропускном пункте национального парка Куршская коса летом многолюдно, здесь иногда очередь из автомобилей с пассажирами желающими попасть в заповедник растягивается как минимум на километр, и совсем пустынна зимой. На Куршской косе запрещено разводить костры, ставить палатки и парковать машины вне специально отведенных для этого мест.

Куршская коса, словно магнитом притягивает к себе археологов, орнитологов и ихтиологов. На этой уникальной территорий, как на Российской так и на Литовской ее частях, были созданы национальные парки. 2 декабря 2000 года на генеральной конференций ЮНЕСКО было принято решение о включении Куршской косы, как ландшафта имеющего высокую культурную ценность, в список всемирного наследия.

На сегодняшний день площадь национального парка Куршская коса составляет 7890 гектаров, и охватывает всю Калининградскую часть косы, вплоть до государственной границы России с Литовской республикой.

Куршская коса начинается сразу за Зеленоградском, и уже здесь можно увидеть характерный для нее береговой вал – так называемую авандюну. Еще в XIX веке люди, живущие на косе стали строить укрепления сдерживающие песок, сажать травы песколюбы, кустарники и деревья. Десятки лет продолжались работы по наращиванию берегового вала и укреплению подвижных дюнных песков. Но иногда стихия брала верх, так в 1983 году Балтийское море прорвало авандюну, и Куршская коса едва не стала островом. Поэтому работы по сохранению природных ландшафтов на косе ведутся постоянно.

В нескольких сотнях метрах справа от дороги, ведущей через Куршскую косу, находится уникальное место – «Верховое болото». Его полуоткрытое пространство, многолетний слой сфагнума, густые поросли вереска ярко розового цвета в период цветения, брусника, черника, морошка, клюква, типичные для болота хилые деревца завораживают впервые ступившего сюда путешественника. Это болото ценнейший научный объект, нуждающийся в постоянном внимании и заботе. «Верховое болото» Куршской косы включено в охранную зону национального парка. В IX веке именно здесь на месте нынешнего болота существовал пролив Брокист соединявший Балтийское море с Куршским заливом.

На пятом километре косы в лесном массиве расположена полуразрушенная башня, построенная примерно в конце 30-х годов прошлого столетия. Во время Второй мировой войны она использовалась как наблюдательный пункт.

Автомобильная дорога на Куршской косе была построена в 1909 году, сначала она была гравийной и лишь в 30-х годах XX века ее покрыли асфальтом. В одном месте нынешнее шоссе пересекается со старой почтовой дорогой, которая на карте 1912 года обозначена как Мемельштрассе. В конце XVII века через косу было налажено регулярное почтовое сообщение. Почтовый тракт являлся основной дорогой из восточной Пруссии в Россию, по которой в течение 150 лет шла вся северная почта. По этой дороге проезжали многие известные высокопоставленные особы, в их числе царь Петр I, великие русские князья, прусский король Фридрих I. В январе 1807 года по этому почтовому тракту, скрываясь от наступающих французских войск, проехала королева Луиза. В 1833 году почтовый тракт в связи со строительством дороги через Тильзит (Советск) утратил свое значение.

gmap
55.27444,20.97083