Экскурсии по Кругобайкальской железной дороге

Опубликовано umeda - пт, 03/04/2011 - 10:34

Самым длинным тоннелем на Кругобайкальской магистрали стал тоннель под номером 12. Он был проложен сквозь мыс Половинный, а его длина составила 779 метров. Строительству тоннеля мешали постоянные подвижки пород. И все же тоннель Половинный оказался не самым дорогим.

Рекордсменом по стоимости стал тоннель № 11 или Шумихинский. С самого начала постройки в нем начались обвалы. Они случались из-за того, что в толще горы каменные пласты чередовались с рассыпчатым грунтом. В теплое время года грунт оттаивал и начинал ползти, засыпая уже пройденные участки. При прокладке Шумихинского тоннеля в скалах часто встречались пустоты и трещины, по которым можно было пройти более 80 метров в сторону от тоннеля или даже спуститься к Байкалу. Случалось, что эти трещины были заполнены льдом, который при таянии приводил к новым обвалам. Все это заставляло неоднократно изменять направление тоннеля. В результате проектные 147 метров Шумихинского тоннеля превратились в 299.

Большие сложности подстерегали строителей при прокладке тоннеля № 18. Его длина составила всего 75 метров, но от этого работы по его устройству не стали легче. Здесь против инженеров и рабочих встали не только камни, но и вода. Подземные ручьи вымыли в скалах большие пустоты, обвалы следовали один за другим. Для отвода воды пришлось делать каменные колодцы, плотины и акведук. Когда строительство № 18 уже подходило к концу на Байкале произошло землетрясение, которое вызвало появление больших трещин и деформаций в своде тоннеля. Внутреннюю кладку пришлось переделывать почти по всей длине, но обвалы продолжались. В конце концов, было решено пробивать рядом другой, более длинный тоннель, что и было сделано, но только через десять лет во время прокладки второго пути. В 1911 – 1913 годах тоннель № 18 был брошен, и заменен на № 18-бис.

Самым красивым тоннелем Кругобайкалки считается Березовский или 9-бис. Он был построен в обход Березовской бухты и имеет длину 496 метров. В этом тоннеле был сооружен боковой ход, в конце которого открывается прекрасный вид на бухту. Портал Березовского тоннеля сохранился до наших дней. Он облицован камнем и обрамлен колоннами, заканчивающимися нарядными капителями. Арка портала украшена железнодорожной эмблемой.

Тоннели стали визитной карточкой магистрали, но не менее выдающимися были и мосты. Одним из шедевров Кругобайкальской железной дороги стал мост через бухту Березовскую. Из-за ее большой глубины мост должен был состоять только из одного пролета, длина которого составила 124 метра – рекорд для того времени. Собрать такую конструкцию прямо на месте не получилось – было решено склепать мост из отдельных частей неподалеку и привезти в Березовскую бухту на понтоне. Все работы заняли около года. Для того, чтобы избежать волнения Байкала, вход в бухту был перегорожен двумя судами. Установка всего сооружения была произведена с ювелирной точностью. Этот мост стал очередным чудом российской инженерной мысли. Спустя несколько лет железную дорогу перевели немного в сторону, мост оказался не у дел и его перенесли на реку Выдриную.

Несмотря на все сложности, движение по Кругобайкальской железной дороге началось на год раньше, чем было предусмотрено планом. 2 сентября 1904 года по магистрали прошел первый поезд. Вслед за этим событием началось строительство второго железнодорожного пути, который проложили параллельно первому. В ходе этих работ был использован железобетон – совершенно новый для того времени материал.

КБЖД называли «золотой пряжкой в стальном поясе» России. «Пряжкой» – потому что она соединила Транссибирскую магистраль, а «золотой» – из-за огромных средств, потраченных на нее.

Экскурсия по КБЖД. По Кругобайкалке ходят туристские поезда. Из окон вагонов открываются неповторимые виды на озеро Байкал и его скалистые берега, один за другим сменяются тоннели и мосты, каждый из которых особенный и неповторимый. Большой интерес у путешественников вызывают станционные комплексы начала XX века, выполненные в стиле модерн, старые паровозы, геологические разрезы с выходом мрамора, редких пород и минералов.

Железнодорожная экскурсия продолжается целый день – обычно с 9.00 до 19.00. В пути делается несколько остановок от получаса до двух часов, проводятся небольшие экскурсии с отдыхом на берегу Байкала. По Кругобайкалке курсируют несколько типов поездов. Один из них называется «мотаней» потому, что мотается между станциями и снабжает местное население товарами первой необходимости. Есть и специальные экскурсионные поезда: круглогодичный комфортабельный рельсовый автобус – дизель-поезд с местами первого класса, и работающий только летом электропоезд повышенной комфортности с местами первого и второго классов.

По магистрали проводятся экскурсии на дрезине, вмещающей до 15 человек. Также вдоль дороги можно проплыть на теплоходе. В некоторых местах корабль пристает к берегу. Зимой на Кругобайкальскую дорогу организуют лыжные туры. Лыжня проходит по долинам речек и по льду озера Байкал, поэтому трасса не имеет крутых подъемов и спусков и легка для прохождения.