Замок Шереметева

Замок Шереметева

На противоположном от Козьмодемьянска берегу Волги находится необычное для этих мест здание, точнее целый комплекс. Это усадьба Шереметевых. Ее называют не иначе как «Жемчужиной Волги» – настолько ярко и неожиданно возникает она за одним из поворотов реки.

Замок Шереметева» – это усадебно-парковый ансамбль XIX века. Он расположился в междуречье Волги, Белуги и Дорогучи. В старые времена в этих местах росли густые непроходимые леса, которые носили название «Шереметевской Сибири».

История усадьбы начиналась так. В конце XVII века на месте слияния рек Волги и Ветлуги находилось село Юрино. Оно было пожаловано царем Петром I адмиралу русского флота Головину. Новый хозяин недолго наслаждался уединением в этом тихом уголке и продал усадьбу. С тех пор Юрино неоднократно переходило из рук в руки, пока в 1812 году его не приобрел Василий Сергеевич Шереметев – внучатый племянник графа Шереметева, фельдмаршала Петра I.

С этого времени в усадьбе начались грандиозные архитектурные преобразования, которые на протяжении нескольких десятилетий продолжали поколения графов Шереметевых. Проектированием дворца занимались немецкие, итальянские и русские архитекторы, в том числе Павел Малиновский, который участвовал в возведении Спаса-на-крови в Петербурге.

Замок возвели примерно в километре от Волги, на низком пологом берегу, со всех сторон окруженном заливными лугами. Каждый год весеннее половодье затопляло окрестности усадьбы, а при особенно больших паводках вода подходила к самым стенам замка. Если в эти дни погода выдавалась тихая и теплая, то местные жители выезжали на Волгу кататься на лодках. С собой брали гармони, пели песни. Шереметевы тоже любили такие забавы. По ночам в компании гостивших у них литераторов и художников они выезжали на ночную Волгу на лодках с фонарями.

За годы строительства и улучшения уже построенного замка его архитектура вобрала в себя готический, восточный, романский и древнерусский стили. Когда-то весь комплекс состоял из пяти обособленных строений – Центрального, Северного и Западного корпусов, Зимнего сада и Восточного флигеля. Основное здание усадьбы было построено из красного и черного кирпича и имело множество белокаменных деталей. Зимний сад был накрыт стеклянным куполом, под которым росли королевские пальмы и редкие цветы.

Самым большим залом замка был Романовский. Его венчал высокий сводчатый потолок. Как и другие залы, он был пышно декорирован деталями – резными порталами, медальонами и прочим. Свет проникал через огромные окна, которые выходили на балкон. Следом за Романовским шел Гостиный зал, где танцевали. Некогда здесь стоял итальянский камин, который был привезен с раскопок Помпей.

Арабский зал был украшен растительным орнаментом, его потолки и стены были расписаны в виде виноградной лозы. Посередине зала стояло два ряда колонн из редкого вишневого мрамора. Стены покрывал разноцветный шелк и вышитые цветами гобелены. На инкрустированном цветном мраморном полу были изображены арабские надписи.

Русский гостиный зал был оформлен в классическом стиле дворцовых палат Московского Кремля, Петродворца и Екатерининского Дворца в Царском селе. Китайская комната была наполнена восточными штучками в китайском стиле. Покои хозяев также были выполнены в особом стиле и соединены между собой ходами-сообщениями и необычными винтовыми лестницами.

В замке была своя картинная галерея, где висели полотна Айвазовского, Брюллова, Аргунова, Боровиковского, Левицкого и других известных русских художников. Были здесь и шедевры зарубежных мастеров – Рембрандта, Эль Греко, Буше, Беллини, Яна и Питера Брейгелей. В усадьбе находилось более 1000 предметов древней керамики, майолики, эмали XVI века, изделий из японской и китайской бронзы, заграничных ковров и гобеленов.

Когда-то территория усадьбы была окружена крепостной стеной. Внутри нее находился Шереметевский парк с прудами и озерами. С южной стороны замка располагался центральный газон с бассейном и балюстрадой. По балюстраде стояли украшенные драконами китайские вазы, которые чередовались с вазами терракотовыми, поднятыми со дна Средиземного моря.

В парковой стене было устроено трое ворот, каждые из которых были выполнены в своем стиле. Парадные ворота представляли собой архитектурную композицию, называемую «Столбами», украшенную огромной скульптурной фигурой и массивными дубовыми створками.

Шереметевская часть истории усадьбы закончилась в 1916 году, когда умер последний наследник великого фельдмаршала. После этого жители замка покинули его и больше сюда не возвращались.

Во время революции здесь располагался Нижегородский кадетский корпус, который в 1920 году заменила трудовая школа-коммуна. С тех пор замок Шереметевых успел побывать санаторием, домом отдыха и домом культуры. Во время войны он был госпиталем, а затем общежитием для членов семей верховного командования Красной Армии и представителей Советского правительства, находившихся в Юрино в эвакуации. Некоторое время здесь жила Светлана Аллилуева – дочь Сталина. Позднее в усадьбе размещалась спортивная школа и учебный лагерь допризывной молодежи. В 1980 году замок был заброшен.

Сейчас в усадьбе проводятся реставрационные работы. Замок открыт для туристического посещения.

Во времена своего расцвета в замке насчитывалось около ста комнат, у каждой из которых было свое назначение. Среди них был кабинет Скобелева – генерала, героя русско-турецкой войны. Его сестра была замужем за владельцем усадьбы Василием Петровичем Шереметевым. Кабинет Скобелева был не просто кабинетом, а залом, где находилась богатейшая коллекция оружия различных эпох.

Первым владельцем села Юрино был адмирал Головин. Благодаря ему на территории усадьбы появился кованый морской якорь, который находится здесь до сих пор.

Рядом с центральным зданием замка Шереметевых был построен Михайло-Архангельский храм. Он до сих пор остается непревзойденным по великолепию и богатству среди тех, что стоят на берегах Волги. Его девять мощных и торжественных куполов устремляются в небо, а сочетание красного и белого цветов придают храму нарядный и праздничный вид. В настоящее время храм является действующим.