Северный город Мурманск

Северный город Мурманск

Столица Заполярья – северный город Мурманск.

Прошло совсем немного времени с того момента, когда в гранитный берег Кольского залива были вбиты первые сваи для постройки нового северного порта, и вот, 4 октября 1916 года на карте Российской империи появился город Романовъ-на-Мурмане.

Жизнь Мурманска всегда была тесно связана с морем. Здесь построен один из крупнейших портов мира – длина его береговых сооружений более четырех километров. В 30-е годы прошлого века в Мурманске был создан рыболовный флот. Во время войны большинство его кораблей стали боевыми судами Северного флота. Остальные продолжили работу, подвергаясь ежедневной опасности. Сегодня на северных морях вылавливается пятая часть всей рыбы в России. От порта Мурманска начинается Северный морской путь, который проходит вдоль российского побережья вплоть до Берингова пролива и далее во Владивосток.

С самого начала он задумывался как большой морской порт на северной окраине России. Место для строительства было благоприятно во всех отношениях. Глубокий и длинный Кольский залив, выходящий в Баренцево море, не замерзал даже в самые суровые зимы. Большая удаленность от моря (примерно 50 км делала порт недосягаемым для океанских штормов.

Одной из причин создания порта на Баренцевом море стала первая мировая война. России были необходимы военная техника и другие грузы. Иного пути, кроме как по северным морям, во время войны не было. За два года до основания города в эти места была проложена Мурманская железная дорога, связавшая центр России с ее Севером.

В революционном 1917 году город переименовали в Мурманск. В то время отсюда уехал каждый второй житель. В 1920 году на Кольском полуострове установилась Советская власть. Тогда люди стали возвращаться. Более того, численность горожан росла невиданными темпами, всего за 16 лет количество жителей Мурманска увеличилось в 40 раз.

Во время Великой Отечественной войны на Кольском полуострове находился самый северный участок фронта. Несмотря на огромный численный перевес немецких и финских дивизий, нашим войскам удалось отстоять Мурманск, который находился всего в 40 километрах от передовой. На протяжении всей войны в Мурманский фронт приходили караваны с военной техникой и продовольствием. Расположения советских войск постоянно подвергались артобстрелам. Как только полярная ночь сменялась днем, в небе появлялись немецкие бомбардировщики. За четыре года войны Мурманск был полностью разрушен. В октябре 1944 года Кольский полуостров был освобожден от немецко-фашистких захватчиков, а в 1985 году Мурманску было присвоено звание города-героя.

В послевоенные годы жизнь в Мурманске набирала новые обороты. Разрушенные промышленные объекты восстанавливали, строили новые. Население города росло с каждым годом. Темпы строительства жилых домов не имели аналогов в Советском Союзе – дома вводились в строй почти каждый месяц. В 1990 году в городе жило почти полмиллиона жителей.

Сегодня Мурманск остается главным городом российского севера. В 2005 году здесь был построен один из самых длинных за полярным кругом мостов – он соединил два берега Кольского залива. Длина моста над заливом 1611 метров. Мурманск – единственный город Заполярья, где есть троллейбусное сообщение. Именем города названа малая планета 1979, открытая в 1978 году. В городе есть один из немногих в нашей стране океанариумов. В Мурманске находится база атомного ледокольного флота России, на счету которого множество полярных экспедиций, в том числе на Северный полюс.

В 2011 году самому большому четырехмачтовому паруснику в мире исполнилось 90 лет. Это барк «Седов», приписанный к мурманскому порту.

За свою долгую жизнь он побывал перевозчиком удобрений из Южной Америки в Европу, выполнял научно-исследовательские плавания и, наконец, стал учебным судном для курсантов морских институтов. Начиная с 1986 года парусник «Седов» участвовал в международных гонках и неоднократно занимал призовые места. Сейчас любой желающий может принять участие в плавании красавца-корабля. Причем, вас пригласят на борт не в качестве пассажира, а как члена экипажа. Вам предложат парусные авралы с подъемом на мачты, вахты у штурвала и даже подраить палубу.