Баргузинская долина

Опубликовано umeda - чт, 08/28/2014 - 23:19

Баргузинская долина – крупнейшая, межгорная котловина на северо-востоке Бурятии длиной 230 км и шириной до 35 км. Окраинные населенные пункты – поселок Усть-Баргузин на юго-западе в 270 км от Улан-Удэ, и курорт Умхэй на северо-востоке, в 500 км от столицы Бурятии. Долину прорезает река Баргузин, впадающая в озеро Байкал в районе поселка Усть-Баргузин. С запада долину ограничивает Баргузинский хребет, с востока – Икатский хребет.

Баргузинский хребет вытянут вдоль северо-восточного берега озера Байкал почти на 300 км. Пик Байкал – самая высокая его вершина (2481 м над уровнем моря).

В высокогорной части хребта находится множество остроконечных вершин, водопадов, ледниковых озер, окруженных красочными альпийскими лугами. Здесь берут начало многие реки.

Вершины Икатского хребта, в отличие от Баргузинского, более сглажены и представляют собой широкие плоские водораздельные пространства. Очень живописны кары Икатского хребта: из этих чашеобразных углублений, образующих озера, истекают многочисленные речушки и ручьи. Название хребта происходит от эвенкийского «икоат» – «место кормления оленей». В районе истоков реки Баргузин много горных озер ледникового происхождения, в том числе озеро Амут (по-эвенкийски «озеро», «море») и Малан-Зурхэн (по-бурятски «плешивое сердце»). В средней части долины река Баргузин разветвляется на несколько рукавов, образует многочисленные протоки, петли и старицы, создавая речную сеть с непроходимыми болотами.

Река течет по правой стороне широкой долины, прижимаясь к крутым склонам Баргузинского хребта. Левобережная сторона широкая, плоская; постепенно повышаясь, она переходит в Икатский и Голондинский хребты. Ниже села Баргузин река пересекает отроги Баргузинского хребта и образует бурный порог Шаманский. В этом месте на скале у шоссейной дороги сохранились древние наскальные рисунки. Место считалось шаманской святыней эвенков, отсюда и название порога. У местного русского населения бытует предание о появляющихся здесь привидениях. В нижнем течении река Баргузин выходит на широкую, низменную болотистую равнину, примыкающую к заливу, в который река впадает одним руслом без дельты.

Баргузинская долина была заселена еще в эпоху неолита (IV тысячелетие до н. э.). О ее древней истории свидетельствуют многочисленные археологические памятники, в том числе остатки древних погребений, обнаруженные горным инженером И. А. Лопатиным в 1861 год, а также наскальные рисунки эпохи бронзы возле сел Суво, Кладово, Душелан, Гульмакта, Воронково, Алга. В первобытные времена здесь жило древнее племя баргутов, о чем свидетельствуют многочисленные находки – железные и бронзовые предметы причудливой формы, покрытые затейливыми изображениями, сходными с древнекитайскими. К известным археологическим объектам относятся пещера на реке Банной с надписями на монгольском и тибетском языках, остатки древней плотины и мельницы, каменная плита с баргутскими надписями у села Харган в Куйтунской степи, святилище в местности Кладово, камень Буха-Шулуун вблизи села Суво. В настоящее время потомки баргутов живут в Китае, в автономном районе Внутренняя Монголия.

С недавних пор особую известность приобрела местность близ села Ярикто. Несколько лет назад на большом, покрытом сизым мхом валуне появилось желто-охристое изображение танцующей женщины. Это пришла к людям буддийская богиня Янжима – покровительница танцев, искусств и плодородия. Это чудо, по мнению хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, главы Буддийской традиционной Сангхи России, по значимости является вторым после явления нетленного тела хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане. Сегодня в Ярикто стекаются сотни паломников, ищущих духовного и физического исцеления. Считается, что поклонение Янжиме продлевает молодость, а женщинам, не имеющим детей, дарит счастье материнства. Об этом свидетельствует расположенное неподалеку село Элысун, которое прославилось на всю Россию числом многодетных семей.

В Куйтунской степи, расположенной к юго-востоку от озера Саган-Нур, находится скала Шулуун-Шэнэгэльжин. На седловине скального выхода стоит обо, почитаемое и в наше время. Скала с запада похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах. У подножия скалы, опоясывая ее склоны с востока и запада, находятся древнемонгольские захоронения, насчитывающие 60 могил.

Река Баргузин вытекает из озера Балантамур Южно-Муйского хребта на высоте около 2500 м над уровнем моря; ее общая длина составляет 480 км. Река судоходна на протяжении 204 км – от устья до села Могойто. Это третий по объему воды водный приток Байкала после рек Селенги и Верхней Ангары.

Одна из главных святынь Баргузинской долины – гора Бархан-Уула (Барагхан), упоминаемая в бурятских мифах и древних тибетских текстах. В соответствии с ними, в Бурятии и Монголии имеется пять сабдаков – мест, где живут главные духи. Одно из них, гора Бархан-Уула, охраняет буддийский мир с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственными силами этого места. Людям, ведущим праведный образ жизни, может открыться на скалах этой горы огромное изображение Будды. На гору периодически совершают восхождения монахи из главного бурятского дацана – Иволгинского, расположенного недалеко от Улан-Удэ. Известно, что в их числе был 93-летний Ширни-лама, которого поднимали на Бархан-Уулу на носилках. В честь этой горы написан большой молебен на санскрите.

По буддийским мифам, гора Бархан-Уула – место обитания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из тринадцати небесных повелителей, спустившихся на землю. На небольшом плато перед самой вершиной находится почитаемое с древнейших времен священное место (обо) в честь духа этой горы. Существует предание, что на ней был похоронен один из баргутских правителей. Древняя традиция предписывает получить благословение ламы в Курумканском дацане перед восхождением на Бархан-Уулу. У подножия горы сохранились остатки Баргузинского дацана, а вблизи шоссе на Курумкан расположено культовое место в честь священной горы.

Камень Буха-Шулуун, одно из главных сакральных мест Баргузинской долины, можно увидеть с дороги между селами Суво и Бодон. Местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена мощная сила духа хозяина долины, оберегающая всех ее обитателей. Этот огромный валун внешне напоминает лежащего быка (его русское название Бык-камень). Когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот за многие километры, в читинские земли. По преданию, один бык так полюбил Баргузинскую долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются ему. Другая легенда повествует о битве белого и пестрого быков, обратившихся в скалу Буха-Нойон и камень Буха-Шулуун.

Подойдя к этому камню, надо представиться, рассказать о себе, о своих детях и о жилище, а потом уже можно сообщить о своих проблемах и попросить об их разрешении. На всей территории вокруг камня растения обвязаны ленточками, а земля усыпана монетами.

В Средние века Баргузинская долина называлась Баргуджин-Токум – «краем баргутов», древнего монголоязычного племени. За верность Чингисхану баргуты были пожалованы рядом привилегий, одна из них – честь служить в его личной гвардии. Чингисхан говорил, что «каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум, на Ононе и Керулене, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым от природы без наставлений и выучки. И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасна лицом без убранства, причесывания и румян и будет безмерно искусна, проворна и добродетельна».

Гора Бархан-Уула 

Одна из главных святынь Баргузинской долины – гора Бархан-Уула (Барагхан), упоминаемая в бурятских мифах и древних тибетских текстах. В соответствии с ними, в Бурятии и Монголии имеется пять сабдаков – мест, где живут главные духи. Одно из них, гора Бархан-Уула, охраняет буддийский мир с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственными силами этого места. Людям, ведущим праведный образ жизни, может открыться на скалах этой горы огромное изображение Будды. На гору периодически совершают восхождения монахи из главного бурятского дацана – Иволгинского, расположенного недалеко от Улан-Удэ. Известно, что в их числе был 93-летний Ширни-лама, которого поднимали на Бархан-Уулу на носилках. В честь этой горы написан большой молебен на санскрите.

По буддийским мифам, гора Бархан-Уула – место обитания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из тринадцати небесных повелителей, спустившихся на землю. На небольшом плато перед самой вершиной находится почитаемое с древнейших времен священное место (обо) в честь духа этой горы. Существует предание, что на ней был похоронен один из баргутских правителей. Древняя традиция предписывает получить благословение ламы в Курумканском дацане перед восхождением на Бархан-Уулу. У подножия горы сохранились остатки Баргузинского дацана, а вблизи шоссе на Курумкан расположено культовое место в честь священной горы.

Камень Буха-Шулуун

Камень Буха-Шулуун, одно из главных сакральных мест Баргузинской долины, можно увидеть с дороги между селами Суво и Бодон. Местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена мощная сила духа хозяина долины, оберегающая всех ее обитателей. Этот огромный валун внешне напоминает лежащего быка (его русское название Бык-камень). Когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот за многие километры, в читинские земли. По преданию, один бык так полюбил Баргузинскую долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются ему. Другая легенда повествует о битве белого и пестрого быков, обратившихся в скалу Буха-Нойон и камень Буха-Шулуун.

Подойдя к этому камню, надо представиться, рассказать о себе, о своих детях и о жилище, а потом уже можно сообщить о своих проблемах и попросить об их разрешении. На всей территории вокруг камня растения обвязаны ленточками, а земля усыпана монетами.

Горячие минеральные источники Баргузинской котловины

Горячие минеральные источники, которыми особенно богата Баргузинская котловина, были известны целебными свойствами с давних времен. Местные жители до сих пор почитают источники как священные, о чем свидетельствуют многочисленные подношения: ленточки и куски ткани с молитвами, написанными на старомонгольском языке, монеты, сигареты, кусочки пищи, мелкие предметы.

Умхейские источники расположены на небольшом живописном островке при выходе реки Баргузин из гор, на самой северной оконечности Баргузинской долины. Вода сульфатно-гидрокарбонатная натриевая температурой 50 С.

Аллинские источники находятся в 8 км к западу от села Алла у подножия Баргузинского хребта. Это горячие сульфатно-гидрокарбонатные воды температурой от 55 до 77 С. Всего зафиксировано более десяти источников с разными бальнеологическими свойствами.

Гаргинский источник расположен в долине реки Гарги в 33 км от села Могойто у подножия Икатского хребта. Впервые он был описан академиком И. ГОД Георги

в 1775 год Термальная вода извергается из мощных (до 1 м) трещин в скалах на правом склоне долины реки на высоте около 100 м и, стекая по ложбине, образует живописные травертины. Вода сульфатно-натриевая с содержанием радона (температура 74 – 75 С). Сеюнский источник выходит на поверхность в долине реки Хахархай – левого притока Баргузина. Вода источника гидрокарбонатно-натриевая температурой около 70 С. Источник образует живописное кипящее озеро с серебристо-голубым дном.

Кучигерские источники находятся у подножия Баргузинского хребта в окрестностях села Улюнхан. Водасульфатно-гидрокарбонатная натриевая, ее температура в разных выходах варьируется от 21 до 75 С. Термальные воды, проходя через толщу илистых отложений, обогащают их сероводородом и образуют лечебные грязи, обладающие высокими целебными свойствами.

Гусихинский источник расположен в среднем течении реки Малая Гусиха у подножия Икатского хребта. Вода сульфатно-натриевая температурой 43 и 52 С.

Целебными свойствами обладают и некоторые озера Баргузинской долины. Одно из них – уникальное Большое Алгинское озеро, соленые воды которого излечивают от разных болезней.

Сувинский замок

В окрестностяхСуво надходится скала-крепасть Сувинская Саксония, или Сувинский замок. Это скалы-останцы высотойдо 50 м, растянувшиеся полосой длиной около 400 м. Скалы компактно расположены на степных склонах сопки у подножия Икатского хребта на площади 0,5 квадратных километров. На вершине горы они образуют живописную группу, напоминающую развалины замка.

По местному преданию, Сувинские скалы служили последним форпостом древнего племени баргутов. Скалы похожи на громадные башни с бойницами, а по периметру сохранилась каменная гряда, напоминающая остатки крепостной стены. Среди местных бурят существовало поверье, что в скалах живут духи – хозяева Суво: Тумурши-нойон и его жена Тудугиш-хатан, в честь которых установлены обо и деревянный бурхан.

Сувинские скалы были культовым местом эвенков-шаманистов: они считали, что здесь обитает дух легендарного байкальского ветра – Баргузин (на эвенкийском языке «сувойя», или «суви», означает «вихрь»). Баргузин – могучий ветер, упоминаемый в песне «Славное море – священный Байкал», дует в центральной части озера. Баргузин дует несколько часов, постепенно нарастая, и приносит с собой устойчивую солнечную погоду.

Духовое озеро

На южной окраине Баргузинской долины расположено загадочное озеро Духовое, священное для эвенков. С ним связана древняя легенда, типологически близкая истории Ромео и Джульетты. У озера жили два эвенкийских рода, которые долго не могли поделить территорию и потому враждовали. Сын вождя одного из них полюбил дочь вождя другого рода. Но они понимали, что свадьба невозможна, так как этому решительно воспротивятся родственники. Тогда юноша и девушка решили бежать в другие земли, но были раскрыты и, не найдя другого выхода, задумали вместе уйти из жизни. С тех пор их никто не видел, но каждую ночь из глубин озера стали раздаваться неясные голоса и вздохи. Местные шаманы сказали, что в озере поселились души погибших влюбленных, которые укоряют родственников за жестокость. После этого состоялся совет двух родов, на котором был совершен обряд примирения и принято решение уйти из этого места. Оно стало священным, и впоследствии там никто не селился. На самом деле загадка озера объясняется тем, что с его дна на поверхность поднимаются большие газовые пузыри, которые, лопаясь, издают звук, напоминающий дыхание.