Дух Алтая

Дух Алтая

Азартные Ээзи. В основе традиционного мировоззрения алтайцев лежит понятие Равновесия, которое является базовым условием здоровья человека и благополучия трех взаимосвязанных миров: подземного, земного и надземного. Люди населяют средний, земной, мир, духи-ээзи – все три мира. Суть взаимоотношений людей и духов сводится к соблюдению условий мирного сосуществования: исполнению своих обязанностей и уважению к правам и обязанностям соседей.

Как у человека есть свое жилище-аил, а в аиле – священная северо-западная часть, куда закрыт доступ посторонним, так же и у духов гор и урочищ есть свои жилища-пещеры, куда люди могут войти только по особому приглашению. Есть у ээзи и свои источники «кубул-газынду суу», вода из которых сулит человеку безумие и смерть, в отличие от источников – «аржанов», несущих душевный покой и исцеление. Духи, как и люди, живут семьями. Они могут дружить или воевать между собой, обстреливая противника. Одна из таких «стреляющих» гор – Аптырга – находится в Онгудайском районе. По легенде, Аптырга время от времени шлет стрелы-молнии своему противнику-горе. Местные жители рассказывают, что в 2005 году во время крупных лесных пожаров языки пламени перелетали по воздуху от вершины к вершине.

Как считается, раз в году духи гор со всего Алтая собираются вместе, играют в кости, нарды и другие азартные игры. Ставками в играх служат души-зародьиии домашних и диких животных. Исчезновение промысловых зверей в определенном месте объясняется проигрышем духа-хозяина.

Хозяева-ээзи также могут увести животных в ответ на непочтительное поведение людей или несоблюдение ими традиционного охотничьего этикета, включающего сезонность охоты и запретна отстрел стельных самок и маток с детенышами.

Вера в ээзи настолько укоренена, что определяет реакцию современных алтайцев на многие текущие события. Так, история с крушением вертолета Ми-8 в 2009 году в районе горы Чёрной, где экипаж охотился на горных баранов аргали, однозначно была воспринята населением как кара духов за нарушение охотничьих табу.

Под покровительством ээзи находятся не только все живые существа, населяющие горы, но и древние могильники. Сильное землетрясение в 2003 году, эпицентр которого находился в Кош-Агачском районе, местные жители считают следствием археологических раскопок на расположенном здесь плато Укок. Раскопки нарушили равновесие между миром людей и миром духов, что и вызвало, по мнению алтайцев, подвижки земной коры.

Лучший способ общения с духами – горловое пение «кай». Исполнители – кайчи – любимцы ээзи. Считается, что артели охотников, в которой есть кайчи, будет всегда сопутствовать удача.

Послания предков

Создание наскальных рисунков, петроглифов, – другой, столь же древний, как и горловое пение, способ общения с духами – хозяевами Алтая. Как современные алтайцы просят у ээзи души-зародыши домашнего скота и промысловых животных, так и их предки более 4 тысяч лет назад рисовали охрой на скалах обрывистого берега Бии бегущих лосей, создавая Турачакскую писаницу. Незакрашенные контуры туловищ зверей говорят, что на скале изображены именно духи: по народным поверьям, духи животных имеют прозрачные тела. С теми же ритуальными целями шаманы и художники древних народов покрывали тончайшей выбивкой плиты святилища Калбак-Таш – на сегодняшний день крупнейшего петроглифического памятника Алтая, расположенного между селами Иня и Иодро.

Калбак-Таш включает в себя рисунки разных периодов, от эпохи бронзы (3 – 4 тысячи лет до н. э.) до позднего Средневековья. Они различаются по стилю исполнения, но общим мотивом всех временных пластов является изображение жизненно важных для человека животных (маралов, горных козлов, лошадей, верблюдов).

Самые крупные рисунки Калбак-Таша – это фигуры близнецов-демиургов, которымугрожает зубастое чудовище-химера, сочетающее в своем облике черты разных хищников. Вокруг центральной композиции изображены более маленькие сюжетные сцены, повествующие, по-видимому, о подвигах и свершениях двух героев. Вот мы видим крупные фигуры братьев на колеснице, на следующем рисунке изображено несколько колесниц поменьше с наездниками. Очевидно, перед нами легенда об изобретении двухколесной повозки – этого по сей день удобнейшего средства передвижения в горах.

С появлением систем рунической письменности в древнетюркский период в I тысячелетии н. э. молитвы на скалах начинают не только рисовать, но и писать словами. Такие надписи – это глубоко интимный акт общения с Богом. Именно с Богом, а не только с духами-ээзи, поскольку в этот период на Алтае утверждались мировые религии: несторианское христианство, манихейство, буддизм. Как правило, рунические надписи выбиты в труднодоступных местах и не выделены внешне. В наше время это нередко становится причиной их гибели в результате строительных работ.

В джунгарский период пещеры в горах стали не только убежищем для алтайцев, спасавшихся от налетов китайских наемников, но и хранилищем священных предметов. Один из таких кладов, содержащий буддийские ритуальные предметы и сутры, был обнаружен несколько лет назад сборщиками дико-росов в Онгудайском районе. Это произошло в тот момент, когда алтайская буддийская община вела сбор средств для строительства ступы в честь ламы Боора.

Староверы, укрывшиеся от преследований на Алтае в конце XVIII века, переняли у местных жителей традицию использования пещер для религиозных обрядов и хранения святынь. В 30-е годы в период «борьбы с религиозными пережитками» в пещерах были укрыты библиотеки старообрядческих книг. После войны некоторые из этих кладов были найдены их прежними владельцами или случайными людьми, но далеко не все. И горы остались единственными свидетелями старинных традиций и хранителями памятников человеческой культуры.

Алтайцы продолжают совершать древние обряды почитания родовых гор-батыров и духов-ээзи. Струятся по ветру белые, голубые и желтые ленты-кыйра, сохраняя в каждом узле слова благопожелания, стоят пирамиды-обо, где каждый камень – это надежда на добрую дорогу. Алтайцы верят, что все в окружающей нас природе живое, и стремятся прислушиваться к голосам матери-Земли и вечного синего Неба. И кто знает, может быть, мудрость этого народа послужит залогом будущего всего человечества, когда оно наконец повзрослеет, досыта наигравшись опасными техническими игрушками.